Вечный храм. Почему турки хотят превратить Святую Софию в мечеть?

Cобор Святой Софии в Стамбуле. © / Anton Aleksenko / www.globallookpress.com

10 июля Госсовет Турции отменил решение 1934 года, по которому собор Святой Софии в Стамбуле превратился в музей. Теперь знаменитый храм вновь будут использовать в качестве мечети. Против такого решения выступали как христианские иерархи, так и ученые, которые опасались за сохранность многочисленных византийских фресок в соборе. 

   
   

Что ждет один из главных христианских храмов, выяснял АиФ.ru.

Чем известен собор Святой Софии?

История собора Святой Софии началась в 532 году. Тогда на месте нынешнего храма находилась другая церковь, которая сгорела во время восстания «Ника» в византийской столице. Спустя сорок дней после пожара на месте разрушенного храма император Юстиниан повелел воздвигнуть новый, который должен был стать символом возрождающейся Римской империи. Во главе работ были поставлены лучшие архитекторы того времени  Исидор Милетский и Анфимий Тралльский. Под их руководством ежедневно трудились более 10 тыс. человек. 

Освященный в 537 году собор стал на тот момент самым крупным христианским храмом в мире. Его огромный купол словно завис над внутренним пространством церкви. Собор был виден далеко за пределами Константинополя и доминировал над городской панорамой. Внутри храм был богато украшен росписями, фресками и мозаиками, которые добавлялись в течение столетий после окончания строительства. Так, огромная фреска с изображением Богоматери с младенцем под куполом была сделана в 867 году. 

В 1453 году Константинополь был захвачен турками-османами. Турецкий султан Мехмед II приказал превратить храм в мечеть, что и было исполнено. Каноны ислама не допускают изображений людей, поэтому все фрески были закрашены и заштукатурены. 

Вновь росписи собора были обнаружены итальянскими мастерами Гаспаре и Джузеппе Фосатти, которые в середине XIX века были приглашены в Стамбул, чтобы провести реставрацию Святой Софии. Опасаясь, что фрески и мозаики могут быть уничтожены, братья скрыли их от посторонних глаз, предварительно зарисовав. Позже они рассказали о своей находке, что породило в России и на Западе всплеск увлечения византийской культурой.

Как Святая София стала музеем?

В 1923 году Османская империя пала. На её остатках Мустафа Кемаль (более известный как Ататюрк) основал Турецкую республику. Именно к нему обратился американский ученый Томас Уайттмор с просьбой изучить богатые росписи и мозаики храма. Кемаля настолько увлекла эта идея, что, по некоторым свидительствам, он лично написал табличку «Закрыто на ремонт» и повесил ее на дверях мечети. Уайттмор и его коллеги не только открыли старые мозаики, найденные еще братьями Фосатти, но и нашли новые. В результате в 1934 году по личному приказу Ататюрка мечеть была превращена в музей. 

   
   

Это решение долгие годы критиковала консервативно настроенная часть турецкого общества. Ататюрка обвиняли в том, что он продал наследие ислама Западу, и неоднократно просили его пересмотреть это решение. 

Почему Святую Софию опять решили превратить в мечеть?

При Реджепе Тайипе Эрдогане споры о судьбе Святой Софии вспыхнули с новой силой. В молодости политик сочувствовал той части турецкого общества, которая требовала сделать музей мечетью. Однако позднее он не раз менял свою точку зрения. В 2013 году он отказался санкционировать соответствующее решение. В 2019 году в ответ на решение США признать Тель-Авив столицей Израиля во время выборов мэра в Стамбуле Эрдоган объявил, что поддерживает превращение Святой Софии в мечеть. Но правящая партия проиграла, и решение было вновь отложено. До этого года.

«Рейтинг правящей партии и самого Эрдогана продолжает снижаться на фоне ухудшающейся экономической ситуации. На этом фоне президент и принял решение превратить Святую Софию в мечеть», — пояснил АиФ.ru турецкий политолог Керим Хас

Согласно различным опросам, такой шаг поддерживают до 70% жителей Турции. Поэтому Эрдогана не останавливают ни обращения иерархов христианских церквей, в том числе Патриарха Московского Кирилла и Патриарха Константинопольского Варфоломея, ни мнение ЮНЕСКО, ни заявление греческого правительства, которое выразило беспокойство таким шагом. На возражения греков турецкий президент отреагировал показательно жёстко: «Кто они такие, чтобы нам указывать?»

По словам Хаса, возвращение собору статуса мечети для турецкого общества носит во многом символический характер. «Эрдоган подчеркнет восстановление былого османского величества. Не случайно, что в мае, во время празднования годовщины захвата турками Константинополя, обращение Эрдогана к нации транслировалось на стены собора», — говорит политолог.

Символично выбрана и дата первого намаза в новообразованной мечети. Он будет проведен 24 июля, в годовщину образования Турецкой республики. «Таким образом Эрдоган подчеркнет преемственность своего правления от Ататюрка и в то же время символически исправит его „ошибку“», — отмечает Хас.

Что теперь будет с собором?

Главный вопрос — что же теперь ждет христианские реликвии, сохранившиеся в соборе? Эрдоган уверяет, что ничего страшного не случится. Святая София будет по-прежнему открыта для туристов, а христианские фрески и мозаики будут во время молитв закрыты специальными экранами. 

В Турции уже были прецеденты, когда бывшие византийские святыни из музеев превращали в мечети. Например, бывшая церковь Христа Спасителя в Полях в монастыре Хора тоже по решению Эрдогана превратилась в мечеть Карие-Джами. Туристов туда пускать не прекратили, а сейчас в ней идет плановая реставрация.

Но главное — культовое значение Святой Софии для христиан после превращения собора в мечеть никуда не исчезнет, как не исчезло оно и после захвата Константинополя турками почти 6 столетий назад, считает историк Борис Якеменко: «В любом случае Святая София не станет мечетью. Она не может ею стать по своей сущности, природе, исконному предназначению. Мы просто увидим мусульманское богослужение в христианском храме, в вечно захватываемой и никогда не могущей быть захваченной Софии».