Вслед за Великобританией из Европейского союза могут выйти еще ряд стран, что приведет к крушению финансовой и политической стабильности в объединении, успешно существовавшем с 1992 года. Именно о таком сценарии заявили некоторые политики целого ряда государств, входящих в ЕС, в числе которых Франция, Италия, Нидерланды. Их представители не желают делить груз накопленных проблем, самой острой из которых является миграция, а также содержать менее самодостаточные страны.
Устали платить
«Победа свободы! Как я и просила в течение многих лет, нам нужно провести аналогичный референдум во Франции и странах ЕС», — отреагировала в Twitter на решение Великобритании известный французский политик, лидер праворадикальной партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен, убежденная, что Франции нет смысла оставаться в ЕС.
«Ура британцам! Теперь наша очередь. Пришло время для референдума в Голландии!», — заявил также в Twitter по итогам голосования лидер «Партии свободы» Геерт Вильдерс, предложив не медлить с референдумом и в Нидерландах.
Радостно восприняли итоги референдума левые в Италии. Ещё несколько дней назад движение «5 звезд» выступило с предложением провести консультативный референдум по выходу Италии из Еврозоны.
«Евро в своем сегодняшнем обличии не работает. Нам необходимо внедрить какие-нибудь альтернативные валюты, либо «евро-2», — заявил накануне голосования по Brexit вице-спикер нижней палаты итальянского парламента, депутат от Д5З Луиджи Ди Майо.
Премьер-министра Греции Алексис Ципрас, комментируя итоги британского референдума, отметил, что Brexit — это серьезный удар по европейской интеграции. По его словам, решение британского народа является уважаемым, но подтверждает глубокий политический кризис, кризис идентичности и стратегии для Европы. Предпосылками к Brexit, по мнению премьера, явились также управление кризисной ситуацией с беженцами, закрытые границы и односторонние действия еврочиновников.
«Отказ от разделения ответственности и бремени как в отношении долгового кризиса, так и беженцев, уже дал сигнал длительного кризиса европейского проекта», — считает Ципрас, не исключивший, что в случае продолжения этого курса Европу ждут очень серьёзные перемены.
Впрочем, больше всех сокрушались по поводу итогов референдума канцлер Германии Ангела Меркель, президент Европейского совета Дональд Туск и президент Франции Франсуа Олланд. Жёстче всех отреагировала на ситуацию Меркель, заявившая, что Великобритания нанесла удар по европейскому единству. Напомним, что в состав Европейского союза сегодня входит 28 стран-членов, ещё 6 стран являются кандидатами на вступление — Албания, Македония, Сербия, Турция и Черногория, Босния и Герцеговина. Еще три государства Западной Европы, которые предпочли не присоединяться к союзу, частично участвуют в союзной экономике и следуют некоторым директивам: Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария. К слову, парламент последней недавно проголосовал против вхождения в ЕС.
Однако, если говорить о финансовой нагрузке, то большая её часть приходилась как раз на Германию, Францию и Великобританию (ее взнос 11 млрд. евро), которые были локомотивами экономической устойчивости.
Попытки выйти из союза Великобритания предпринимала и ранее. Аналогичное голосование по выходу из ЕС прошло в июне 1975-го, но тогда победили сторонники Европейского союза, набравшие 67,2 % голосов. В этот раз победа оказалась на другой стороне: около 52% жителей проголосовали за выход страны из ЕС. Не помогло даже то, что перед референдумом Кэмерон провел переговоры с Евросоюзом, в результате которых Великобритании удалось выторговать целый ряд «бонусов»: Брюссель согласился провести реформы в области экономики, конкурентоспособности, усиления суверенитета.
Пути назад нет
Как заявили АиФ.ru политики и эксперты, теперь пути назад для Великобритании нет, и вряд ли её будут удерживать.
«Не думаю, что будут предприняты попытки по изменению результатов референдума. Это очень сложно, потому что народ сказал своё слово, а для Великобритании референдум — это не шутка. К тому же не стоит забывать, что в своём недавнем прошлом это сверхдержава, с которой какие-то политические трюки не пройдут», — рассуждает главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», глава президиума неправительственной организации «Совет по внешней и оборонной политике» Фёдор Лукьянов.
По его мнению, если говорить о прогнозах по поводу самого ЕС, то моментального выхода кого-то еще пока ждать не стоит, но в перспективе это вполне возможно.
«Стран настроенных откровенно евроскептически, аналогичных Великобритании в ЕС больше нет. Самое главное, на мой взгляд, сейчас, что создаётся прецедент. Ещё недавно одной из опор ЕС было представление, легенда о том, что это величайшее объединение, в которое все только хотят вступать и никто оттуда не выходит. В этом случае референдум Великобритании серьезно подрывает имидж ЕС», — отмечает эксперт.
По его словам, в дальнейшем многое будет зависеть от того, что предпримут континентальные страны — Германия и Франция: как они себя поведут и хватит ли у них сил и интеллекта, чтобы запустить те реформы ЕС, которые сегодня необходимы.
«Если нет, то ещё через какое-то время процесс эрозии, деградации ЕС продолжится, и выйдет кто-то ещё», — полагает Лукьянов.
Первый зампред комитета по международным делам Госдумы Леонид Калашников напротив убеждён, что вслед за Великобританий выйти из ЕС захотят и другие страны, которые не потянут содержание ЕС.
«По моей информации в Италии не просто аплодировали итогам референдума, но и начали сбор подписей по поведению аналогичного выхода из Евросоюза. Думаю, что всех очень сильно напугала история с мигрантами. Люди опасаются не столько за рынок труда, а то, что становится опасно жить в своих странах, где мигранты могут сделать с тобой все, что угодно», — рассуждает парламентарий, считающий, что основной причиной решения Великобритании стал не экономический кризис.
Политик также считает, что уговорить Великобританию вернуться уже не удаться ни под каким соусом, так как ЕС не является для неё привлекательным и эффективным.
«Выхода из ЕС могут потребовать граждане Италии, Франции, Испании, Греции, Португалии и ряда других стран. И, судя по социологическим данным, результаты могут оказаться похожими. Люди устали от диктата евробюрократии, все чаще призывают отказаться от Евро, выступают против лидерства Германии, которая в период правления Ангелы Меркель все чаще тянет одеяло на себя», — рассуждает зампред комитета по международным делам Госдумы Александр Романович.
По его мнению, британский референдум может коренным образом перевернуть европейскую политическую ситуацию.
«Британию ждёт небольшой период экономической турбулентности, вызванный действиями таких спекулянтов, как Джордж Сорос. Безусловно, на повестке дня и отставка Кэмерона, который в буквальном смысле поставил свою карьеру в зависимость от результатов этого референдума. Борис Джонсон и шотландские националисты — это те политики, которые получают сейчас наибольшие выгоды от этого голосования. В перспективе мы вполне может увидеть новый референдум по вопросу выхода Шотландии из состава Великобритании, что может ускорить рост сепаратистских настроений по всей Европе», — отмечает Романович, также не допускающий возможности переиграть результаты референдума.
Что дальше?
Вопрос о том, что предпримет руководство ЕС в связи с потерей значительного финансового партнёра, пока остаётся открытым. Очевидно, что даже при принятии всех новых желающих, это скорее будут государства-доноры, а не спонсоры. Уже на следующей неделе страны лидеры ЕС соберутся на внеочередное заседание, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию, аналогичную встречу проведут министры иностранных дел объединения, рискующего потерять не только имидж, но и смысл своего существования.