Наталья Кожина, АиФ.ru: Михаил, как вы думаете, почему в качестве целей США выбрали именно РЛС?
Михаил Нейжмаков: Ранее американские военные обвинили хуситов в атаке на эсминец ВМС США Mason. Считается, что подвергшиеся ответному ракетному удару РЛС могли использоваться для подобных атак. Тем не менее, сама история с обстрелом эсминца вызывает вопросы. Атака на военный корабль была неудачной. При этом Вашингтон в последнее время, наоборот, подавал сигналы, что готов несколько дистанцироваться от Эр-Рияда, противостоящего группировке хуситов «Ансар Аллах». Для последних весьма странно в таких условиях провоцировать американцев на военный конфликт.
— Означает ли ответ США, что Вашингтон ввязывается в борьбу с хуситами?
— Пока США прощупывают почву. Целый ряд признаков показывает, что Вашингтон в последнее время, наоборот, несколько дистанцировался от Саудовской Аравии, ведущей операцию против хуситов. Так, вскоре после новостей об организованной саудитами атаки против похоронной процессии в Сане, официальный представитель Совета национальной безопасности США Нед Прайс заявил, что «в свете этого и других недавних инцидентов мы инициировали немедленный анализ нашей поддержки коалиции под руководством Саудовской Аравии и готовы скорректировать эту поддержку». Ранее некоторые арабские СМИ передавали слухи, что США готовы напрямую вести переговоры по Йемену с Ираном без участия саудитов.
Проблемы Эр-Рияда и его союзников с Йеменом выгодны США. Как и противостояние Саудовской Аравии с Ираном в борьбе за влияние в этой стране. Пока Вашингтон — хотя бы формально — находится «над схваткой», не вовлечён в конфликт напрямую, он делает все стороны конфликта более зависимыми от себя. При этом сами США сохраняют пространство для маневра.
Чтобы использовать инцидент с обстрелом своего эсминца и ответным ударом по РЛС хуситов, США совсем не обязательно надолго ввязываться в конфликт в Йемене. Сама угроза такого вмешательства может использоваться для давления на тот же поддерживающий хуситов Иран, чтобы сделать его сговорчивее.
— Какой будет реакция хуситов и Саудовской Аравии?
— Здесь всё довольно предсказуемо. Вмешательство США в конфликт не нужно хуситам. Пусть ещё совсем недавно лидер последних Абдулмалек аль-Хуси заявлял по поводу атаки на похоронную процессию в Сане, что «Соединённые Штаты являются первыми и главными ответственными за бойню, которая произошла». То есть по отношению к США использовалась жёсткая риторика. Но уже после инцидента вокруг американского эсминца йеменские СМИ опубликовали сообщения со ссылкой на источник в близких к хуситам военных кругах, что «армия и народное ополчение не имеют никакого отношения к этому акту агрессии. Это провокация, призванная создать превратное представление о происходящем в Йемене и оправдать продолжающиеся преступления против йеменского народа».
Эр-Рияд, напротив, в очередной раз попытается доказать, что усиление «Ансар Аллах» и их союзников в Йемене представляет серьёзную угрозу судоходству в регионе. В том числе, в очень важном для международных перевозок Баб-Эль-Мандебском проливе. Кроме того, в Саудовской Аравии будут надеяться, что новость с американским эсминцем заставит мировую общественность хоть немного реже вспоминать атаку на похоронную процессию, выставляющую королевство не в лучшем свете.
— Как дальше будут развиваться события в Йемене? Каковы ваши прогнозы?
— Конфликт, безусловно, затяжной. В будущем прямое военное вмешательство в него США возможно в случае, если война серьёзно ослабит Саудовскую Аравию и будет угрожать последней утратой контроля над собственными территориями. Йемен всегда был уязвимым «мягким подбрюшьем» Эр-Рияда. Показательно, что в апреле 1967 года отрешённый от власти в аравийской монархии бывший король Сауд прибыл именно в Сану, чтобы снова заявить о своих правах законного правителя Саудовской Аравии.
Саудовские провинции Асир, Наджран и Джиззан до 1930-х годов контролировались Йеменом. Сегодня в ответ на вмешательство Эр-Рияда в йеменский конфликт некоторые из этих территорий подвергаются ракетным обстрелам со стороны сил хуситов.
Но стоит повториться, что для США куда выгоднее, если региональные игроки, прямо или косвенно вовлечённые в конфликт, будут ослаблять друг друга как можно дольше. А Вашингтон не вмешивался бы в это противостояние напрямую и открыто.