«Да-Да»
9 ноября в Европе состоялось второе за последние месяцы свободное волеизъявление граждан, итогом которого потенциально может стать разделение одного из ныне существующих государств.
Между двумя процедурами голосования существует важное различие. Если в Шотландии прошёл полноценный референдум, результаты которого имели силу закона, то в Каталонии состоялся лишь всеобщий опрос граждан, не имеющий юридической силы.
Несмотря на это, каталонское волеизъявление имело широкий характер. По предварительным данным, из 5,4 миллиона граждан, имевших право участвовать в опросе, на избирательные участки пришло более 2,25 миллиона человек.
Участникам опроса предстояло ответить на два вопроса: «Хотите ли Вы, чтобы Каталония стала государством?» и, если да, «Хотите ли Вы, чтобы это государство было независимым?».
Ответ «Да-Да» дали 1,649 млн проголосовавших, что составляет 80,72 процента участников голосования. За государственность без независимости высказались 10,11 %, или 206 000 принявших участие в голосовании. За сохранение действующего порядка высказались 4,55 %, или 93 000 человек.
Запретить и не пущать
Однако, несмотря то, что шотландцы проголосовали за сохранение единства Великобритании, а каталонцы — за отделение от Испании, и та, и другая территории останутся в составе своих нынешних государств.
Всё дело в том, что, как уже говорилось выше, голосование в Каталонии не имеет законной юридической силы.
Изначально правительство Каталонии планировало провести 9 ноября 2014 года полноценный референдум. Но этим планам резко воспротивился официальный Мадрид.
Сепаратистские настроения каталонцев испанским политикам известны очень хорошо. Если правительство Великобритании могло пойти ва-банк, дав шанс шотландцам на выход из состава страны, то власти Испании отлично понимали, что, получив такую возможность, каталонцы ей воспользуются почти наверняка.
Премьер-министр Испании Мариано Рахой в последние месяцы объявил настоящую войну главе Каталонии и главному инициатору референдума Артуру Масу. К счастью, в отличие от Украины, война эта пока идёт не с применением танков, а с использованием юриспруденции.
Больше того, правительство Испании в Конституционном суде опротестовало даже право Каталонии на проведение не имеющего юридической силы опроса, и он должен был быть отложен до вынесения решения суда, то есть как минимум на пять месяцев.
Здесь, однако, каталонские власти отступать не стали и опрос провели.
Давление Мадрида множит число сторонников независимости
Противники независимости Каталонии настаивают — результаты опроса ничего не значат, поскольку он незаконный, и те каталонцы, что выступают за единство Испании, в нём участия не приняли. Сепаратисты возражают — на голосование также пришли не все их сторонники, разочарованные тем, что голосование не имеет юридической силы.
Испанские социологи утверждают, что сейчас в Каталонии число сторонников и противников независимости примерно равное, с небольшим перевесом в сторону сепаратистов. Сторонники независимости считают, что эти данные существенно занижены, и реальное число тех, кто хочет отделения от Испании, куда больше.
Социологи отмечают ещё один момент, чрезвычайно неприятный для официального Мадрида: тактика судебных запретов и угроз в адрес инициаторов референдума воспринимается в Каталонии весьма негативно. В результате число тех, кто готов поддержать независимость Каталонии, неуклонно растёт.
Политики в Мадриде настаивают: вопрос о независимости Каталонии может решаться только на общеиспанском референдуме. Учитывая, что население Каталонии составляет только 16 % от общего населения Испании, шансов на успех в таком формате у сторонников независимости нет. Поэтому они упорно продолжают требовать проведения «правильного» референдума.
Глава Каталонии Артур Мас назвал итоги опроса, прошедшего 9 ноября, «полным успехом», и вновь потребовал от Мадрида одобрить проведение полноценного референдума, имеющего юридическую силу.
Что ответит на это Мадрид, можно догадаться заранее, поэтому в ближайшее время Каталония по-прежнему будет оставаться частью Испании.
Каталонская вода точит испанский камень
Каталонцам, впрочем, не занимать настойчивости и терпения. В годы Гражданской войны в Испании Каталония и её столица Барселона были главным центром сопротивления военному диктатору Франко.
После поражения республиканцев Франко мстил каталонцам, что называется, по полной: регион лишился даже минимальной автономии. В школах было запрещено преподавание родного языка, начались притеснения каталонской интеллигенции и культуры, были запрещены все каталаноязычные газеты. В течение сорока лет национальное движение подавлялось массовыми репрессиями.
Но стоило в середине 1970-х пасть режиму Франко, как требования сначала автономии, а потом и независимости зазвучали в Каталонии с новой силой.
Власти Испании с конца 1970-х годов шли на уступки каталонцам, расширяя автономию региона. Но все эти меры так и не позволили Мадриду выиграть битву за умы и сердца каталонцев.
Сегодня Каталонию в составе Испании удерживают исключительно запретами, ограничением права каталонцев решать свою судьбу самостоятельно.
Пока это ещё работает. Но что будет завтра?