«Талибы проплатили американцам». Почему армия США сбежала из Афганистана?

Георгий Зотов / АиФ

«В июне моя часть (около 1 000 солдат) охраняла город Шерхан-Бандар. К нам подъехали парламентёры — два талиба на раздолбанном мотоцикле, передали письмо командиру. Через час он нас всех собрал и сказал — сопротивление бесполезно, бегите или сдавайтесь — и исчез. Наши люди разбежались, побросали оружие. Когда талибы вошли в Шерхан-Бандар, выяснилось — их всего 250 человек. Я до сих пор не знаю, что случилось этим летом в Афганистане. По-моему, нас кто-то продал».

   
   

Рассказывая мне про позорное поражение, «дрейом баридман» (младший лейтенант) афганской армии Мохаммад Кадир не скрывает слёз. Невероятно — 75 000 закутанных в одеяла оборванцев с ржавыми автоматами захватили страну за 2 месяца, хотя им противостояли 300 000 афганских военных с танками и самолётами.

Обозреватель «АиФ» в Кабуле попытался выяснить причины падения проамериканского режима и бегства армии США из Афганистана.

«Они всех купили»

6 августа талибы* взяли первый крупный город — Кундуз, а уже 15 августа они были в Кабуле. Я еду по Кундузу, и удивляюсь — нигде нет следов ожесточённых боёв, не видно сгоревших зданий, лишь на стенах редких домов есть щербины от пуль.

«Как вы заняли столицу провинции?» — спрашиваю я сотрудника МИД, талиба Хафиза Ясина. «У нас есть свои методы», — улыбается тот. — Мы предпочитаем не стрелять, а сердечно уговаривать». «Деньги?» — задаю я прямой вопрос. «Сэр, я не буду это комментировать».

Тем не менее в самом Афганистане множатся слухи, что талибы подкупили генералов правительственных войск и губернаторов провинций. Генералы продавались за сумму от 5 до 10 миллионов долларов, губернаторы стоили примерно столько же. Возможно, именно взятками объясняется крах обороны сразу нескольких городов ежедневно.

   
   

Ещё со средних веков общеизвестно, что отлично укреплённую крепость может взять один осёл, груженный золотом. В городах Чарикар и Джелалабад я тоже не увидел знаков сопротивления — все здания в порядке. Базы афганской армии, коими уже распоряжаются талибы, новенькие и целёхонькие: не похоже, чтобы оттуда прозвучал хоть один выстрел.

«Сбегаю за кебабом»

— Мы не получали зарплату уже полгода, — признаётся бывший капитан вооружённых сил Афганистана Аманулла Махмуди (имя изменено – Авт.). — Говорят, американцы нас отлично финансировали. В таком случае интересно: где эти деньги? Террористам «Талибана» денежное довольствие платили исправно, а у нас на базе люди овощи выращивали, кур завели — жрать было нечего. При таком раскладе немного останется энтузиазма сражаться. Кроме того, талибы освоили искусство пиара. Они убивали солдат, оказавших им сопротивление и попавших в плен, но если те сдавались без боя, их тут же отпускали по домам. Слухи об этом распространялись моментально: я знаю случаи, когда наши военные, получив сигнал о грядущем штурме города талибами, складывали оружие и убегали. Их командиры подкуплены, зачем самим-то умирать?

Я прекрасно помню, как три года назад охранявшие мою гостиницу в Кабуле афганские солдаты предлагали мне услуги курьеров по доставке еды — принести в номер обед (шашлык, плов, лепёшки) всего за 100 афгани (80 рублей) — «господин, нам не платят, очень нужны наличные деньги».

Коррупция была повсеместной — у меня клянчили по доллару на блокпостах, а на охраняемые объекты (вроде кладбища советской военной техники в Парване) спокойно запускали за взятку в $20. Афганскую армию щедро финансировали и вооружали из США, но в Америке не учли специфики региона — большинство денег оседало в карманах командиров.

Прежние лидеры «Северного альянса» — союза антиталибских сил Афганистана, 20 лет назад слывшие храбрецами, ныне вызывают у афганцев только презрение. «Смотри, это вилла Исмаил-хана — губернатора Герата, — показывает мне на роскошный особняк в Кабуле Хабибулла Саддык, учившийся в Киеве в 1981-1986 гг. — Бывшие враги талибов погрязли в роскоши, тратили миллионы на шикарные дома с золотыми ваннами, ставили в гаражи самые дорогие автомобили. Видел фото дачи антиталибского маршала Рашида Дустума? Мрамор, серебро, люстры в позолоте. И что, кто-то захочет за таких погибать? Вот и не стали».

«Любили только деньги США»

— Проблема ещё и в следующем, — рассказывает мне в чайхане Кундуза бывший сержант правительственной армии Абдулхак Самандар. — Служить американцам было крайне непопулярно. Считалось, ты пёс оккупантов, предаёшь свою родину. Удивительно — талибы действовали кроваво и безжалостно, убивали всех, кто работал с США: отрезали головы переводчикам, казнили даже уборщиков: но борьба «Талибана» романтизировалась, а нас люди ненавидели. Честно скажу — я плохо относился к американцам, да и другие афганские военные тоже: мы любили только деньги Америки, а её военных терпеть не могли. Они нас не считали за людей, не доверяли, относились как к пушечному мясу… наша задача — гибнуть в боях с талибами, чтобы спасать жизни американских солдат. После вывода контингента США никто не хотел дальше воевать.

Сейчас на КПП в Афганистане всюду стоят талибы в новенькой американской военной форме — в касках, бронежилетах, с винтовками М-16: некоторых просто не отличить от офицеров НАТО. Запад бросил в городах республики базы с танками, броневиками, вертолётами, амуницией на десятки миллиардов долларов — лучшее вооружение после бегства афганской армии попало в руки к боевикам.

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

«Зачем американцы так поступили? — недоумевает в беседе со мной кабульский журналист Бабур Хамид. — Почему 8 000 солдат США и Великобритании не заняли позиции в Кабуле, а охраняли только аэропорт? Отчего не подняли в воздух истребители и бомбардировщики? Талибы в последние месяцы избегали столкновения с “натовцами”, боевики не вошли бы в столицу Афганистана. Но нет, Америка предпочла сдать нас “Талибану”, ещё и вооружив его до зубов». «А как вы думаете, зачем это было сделано?» «Я точно не знаю. Но не удивлюсь, если талибы смогли проплатить и американцам. В такие сообщения журналисты не поверят, и проверять их не будут — хотя, возможно, причина именно в финансовой афере».

«Смотрят на жирных свиней»

Кафе и кебабные Кабула в большинстве своём закрываются в 5 вечера, улицы пустеют.

Мы с бывшим афганским офицером Инаятуллой Хабибом сидим в одном из немногих работающих ресторанов и общаемся на русском языке — Инаятулла проходил обучение в Рязанском воздушно-десантном командном училище.

«Американцы так и не поняли Афганистан, — утверждает он. — Вся их система базировалась на следующем — дадим денег. Если не работает, нате ещё, воруйте. Люди тут десятилетиями находятся на грани голода. Они смотрят на жирных свиней из правительства, погрязших во взятках и роскоши, и думают — да чёрт с ним, вдруг и правда при талибах будет лучше. Военные Америки с 2001 года строили систему, которая обвалилась за одну неделю. Президент Наджибулла после ухода армии СССР и то 3 года продержался».

Уезжаю я из Афганистана через перевал Саланг — по построенной советскими специалистами дороге: за 20 лет американцы её так и не отремонтировали. В 2012 году генсек НАТО Андерс фог Расмуссен заявил мне в интервью для «АиФ» — «Мы не повторим советских ошибок. Талибы не вернутся». «Вы уверены?» «Абсолютно». Предсказывать будущее парень точно не умеет.

*«Талибан» - террористическая организация, запрещена в РФ.