Спрогнозировать на 100% новые расклады внешней политики Турции очень сложно, но то, что они будут, — несомненно. Это связано с выстраиванием отношений не только с Россией и Ираном, но и с Израилем, которые, как это ни странно, стоят сегодня в одном ряду. Это страны, с которыми до сих пор у Турции были ухудшены отношения, но Реджеп Эрдоган предпринял усилия по их улучшению ещё до попытки военного путча. С Израилем, наверное, улучшились отношения в первую очередь, что, на мой взгляд, стало реакцией на политику экс-премьер-министра, экс-министра иностранных дел Давутоглу, который развивал отношения с Евросоюзом в ущерб отношениям с ключевыми соседями. Именно он сыграл решающую роль в ухудшении отношений Турции и России. Давутоглу был главным, кто оправдывал сбитие российского самолёта, а также хвастался тем, что это был его личный приказ.
Но пока я бы не говорил об окончательном уходе Турции от отношений с Западом с точки зрения геополитических предпочтений, а всё-таки считал это попыткой исправить те серьёзные проблемы, которые были созданы предыдущим премьер-министром.
Есть ли перспективы, что внешняя политика Турции качнётся в сторону России и Ирана? Да, они есть. Мы видим, что после подавления путча произошло резкое ухудшение отношений Турции и США. Ухудшаются отношения с Евросоюзом. Одновременно Турция, как мне кажется, поняла, что её политика по сирийскому кризису находится в тупике. Поэтому есть предпосылки и для того, чтобы Турция изменили свою политику в Сирии, в этой связи не случайны переговоры Реджепа Эрдогана с главой Ирана Хасаном Роухани.
Страны Евросоюза и США, очевидно, отказали Реджепу Эрдогану в поддержке в самый критический момент, когда она ему нужна. Они должны были публично осудить этот государственный переворот: это же очевидное военное свержение законно избранной власти с применением насилия. Но они никак на случившееся не отреагировали. Тем самым они дали знать мятженикам, что поддержат этот путч, если он будет удачным, пройдёт без каких-либо эксцессов, гарантирует переход власти к новому гражданскому правительству и будет союзным Западу. Поэтому можно сказать, что де-факто западные страны поддержали этот мятеж.
Читайте также: Сергей Марков: Эрдогану могли отомстить за мир с Россией
Что же касается США, то они поддержали этот госпереворот определённо. Я уверен, что их спецслужбы о нём знали и не сообщили Эрдогану. Это подтверждает тот факт, что одной из баз мятежа была военная база Инджирлик, где базируются военные США и НАТО, и, конечно, она находится под контролем их спецслужб. Поэтому заявление американцев на тему переворота о том, что «кто-то чего-то не знает», никак нельзя интерпретировать как поддержку законной власти Турции.
Поэтому мы определённо можем сказать, что США помогали мятежникам. Эрдоган это прекрасно понимает. Поэтому есть вероятность ухудшения отношений США и Турции. С другой стороны, конечно, нельзя забывать, что США настолько сильны, что не так легко отказаться от союза с ними, даже если они являются очевидными противниками. Тем более что Турция является членом НАТО. Россия в данном случае представляет собой хороший пример. США ведут гибридную войну с нами, а мы никак не можем им ответить. Но ещё труднее в этом случае Эрдогану признать себя врагом Америки.
Смотрите также:
- Безальтернативный Эрдоган. Каково политическое будущее президента Турции? →
- Турецкий гамбит. Сможет ли Эрдоган отказаться от дружбы с ЕС и США? →
- Расплата за сближение с Россией. Эксперт о теракте в Стамбуле →