Сочинские чтения. Почему межсирийские переговоры проходят в России?

Работа журналистов в пресс-центре во время подготовки к Конгрессу сирийского национального диалога в Сочи. © / Михаил Воскресенский / РИА Новости

29 января в Сочи открылся Конгресс сирийского национального диалога. Решение о его проведении было утверждено на встрече лидеров России, Турции и Ирана в декабре 2017 года. Тогда в совместном заявлении страны указали, что предстоящий конгресс рассматривается как инициатива, направленная на придание импульса переговорному процессу под эгидой ООН в Женеве и способствующая достижению межсирийских договоренностей на основе взаимного согласия. Он призван запустить диалог между различными частями сирийского общества для определения послевоенного устройства Сирии.

   
   

Приглашение принять участие в конгрессе получили почти 1600 человек. Формат официально одобрен ООН. Организацию Объединенных Наций на переговорах представляет спецпосланник по Сирии Стаффан де Мистура. Для этого российской стороне пришлось доказать, что переговоры в Сочи являются частью женевского процесса и не противоречат резолюции СБ ООН 2254 о сирийском урегулировании. Там, в частности, указана необходимость содействия сирийцам в восстановлении единства страны через осуществляемый самими сирийцами переговорный процесс, направленный на принятие конституции.

Вместе с тем после долгих консультаций от поездки в Сочи отказалась часть объединенной сирийской оппозиции, которая участвует в официальных переговорах с Дамаском в Женеве. В работе конгресса не примут участие и курды из «Демократического союза». Против этого высказалась Турция, которая проводит против курдских отрядов военную операцию в районе сирийского Африна. 

«Цель конгресса — это не создание параллельных переговоров, а поддержка Женевского формата. Поэтому нет ничего страшного, если не приедут те или иные политические силы, — сказал АиФ.ru генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. — Это не переговоры между властью и оппозицией, а „голос народа“. В Сочи представлен максимально широкий спектр политических, гражданских и этноконфессиональных групп Сирии». По словам эксперта, одна из ключевых целей конгресса в том, чтобы дать высказаться всем группам населения страны и узнать у них, как они видят послевоенное будущее. «На основании этих взглядов и будет вестись работа по созданию новой конституции страны».

Переговоры в Сочи — не единственная попытка создать базу для написания новой конституции. В начале января переговоры в Вашингтоне провела так называемая «группа пяти» (США, Великобритания, Франция, Саудовская Аравия, Иордания). По итогам встреч страны выработали свой проект послевоенного устройства в Сирии. Он включает в себя децентрализацию власти, изменение формы правления на парламентско-президентскую республику и проведение всех необходимых для этого реформ под внешним контролем. В Дамаске этот план отвергли. «Американские инициативы ясно говорят, что в Белом доме давно отказались от идеи мирного урегулирования сирийского конфликта. Фактически Вашингтон теперь делает ставку на раздел Сирии и создание множества квазигосударств, что в перспективе ведет к продолжению войны на Ближнем Востоке», — считает Алексей Мухин. Именно поэтому, по мнению эксперта, важно, что сочинский конгресс официально поддержали в ООН, послав своего представителя на переговоры. Тогда как на встрече «группы пяти» наблюдателей от международной организации не было. Кроме того, по словам Мухина, выгодным отличием сочинского форума от вашингтонского является тот факт, что здесь будущее страны будут обсуждать сами сирийцы, а не внешние игроки. Впрочем, все заинтересованные страны приглашены на конгресс в качестве наблюдателей: это и государства-постоянные члены Совбеза ООН, и соседи Сирии (Ирак, Иордания, Ливан), и влиятельные арабские государства (Саудовская Аравия, Египет).

«Важно понимать, что конгресс — это не завершение мирного процесса, а лишь начало большого пути», — подчеркнула в беседе с АиФ.ru советник директора Российского института стратегических исследований (РИСИ) Елена Супонина. «Гражданская война еще не окончена. Спорных точек между участниками переговоров масса». 

Однако, по мнению Супониной, все же есть основания надеяться на успех сочинского обсуждения. «Астанинский переговорный процесс, запущенный Россией, Турцией и Ираном, привел к реальному результату: созданию трех зон деэскалации. Установлен режим прекращения огня, чего не могли добиться ни на одной из других переговорных площадок. Так или иначе, насколько жизнеспособен этот формат, покажут принятые на нем решения», — считает эксперт.

   
   

Смотрите также: