В Москве состоялся пресс-показ документального фильма «Украинская агония. Скрытая война». Автором и режиссёром фильма стал немецкий журналист Марк Барталмай. Это первая серьёзная картина, снятая немецкими документалистами о войне на Донбассе. Барталмай почти год жил в Донецке и теперь хочет рассказать об увиденном всему миру.
Украина стала самым опасным местом для журналистов
Марк заинтересовался событиями на Украине весной 2014 года. В репортажах тех дней, которые он видел, речь шла о мирных демонстрациях, которые разгоняет вооружённый до зубов спецназ. Это уже потом он увидел летящие в «Беркут» «коктейли Молотова» и горящих заживо силовиков. «И это было полной противоположностью того, о чём писали и говорили СМИ», — говорит автор. В июле 2014 он уже приехал на Донбасс.
Когда Марк ехал в Донецк летом 2014 года, он не предполагал, что увидит там, он не знал, о чём будет его фильм. «Я просто знал, что ситуация там отличается от любого мирного места в России или Европе, но я не знал, с чем конкретно мне предстоит столкнуться. Я смотрел, узнавал, понимал, что необходимо сделать репортаж оттуда для показа на Западе», — сказал он в беседе с АиФ.ru.
Читайте также: Расследование гибели журналиста Андрея Стенина на Украине >>
По словам Марка, со временем у него появились связи с бойцами ополчения, и он стал использовать любую возможность для того, чтобы выехать с ними на передовую. Во время же нахождения в самом Донецке он старался как можно оперативнее прибыть на место обстрела и заснять увиденное. На кадрах фильма разорванные тела у подъездов жилых домов, сгоревшие машины. В фильме показан момент, когда журналисту и его оператору самим пришлось уходить из-под обстрела. В тот день погибли 8 мирных жителей, трое из которых заживо сгорели в машине.
«В 2014 году Украина стала для журналистов одним из самых опасных мест для их профессиональной деятельности. В процентном соотношении ни в одной другой стране мира не было ранено или убито столько моих коллег. Среди тех, с кем я работал, таковых оказалось шестеро», — рассказывает Барталмай. Трое журналистов погибли во время сопровождения гуманитарного конвоя, который попал под обстрел несмотря на то, что на автобусах было написано «Дети». Ещё трое погибли во время освещения боёв за донецкий аэропорт.
В целом же, по словам Марка, на Украине аккредитованы тысячи западных журналистов, но на Донбасс никто не едет. Они сидят в редакциях в Киеве или Харькове и пишут свои репортажи, основываясь на информации украинских СМИ.
«Пусть у них откроются глаза»
Премьера фильма в Берлине состоялась 18 июля. Но первыми увидели фильм сами герои картины — жители Донбасса. Марк дал им такое обещание, когда уезжал. 28 июля в кинотеатре «Звёздочка» в Донецке состоялся показ новой картины. Женщины плакали, мужчины сжимали подлокотники кресел, рассказывают организаторы.
И действительно, в картине есть место для эмоций, которые порой сдержать достаточно трудно. И эмоции эти очень разные — от огромного сочувствия до неудержимой ярости. Автор пытался показать жизнь Донбасса такой, какая она есть — с постоянными обстрелами, кровью, горем, голодом.
Есть кадры из заваленного трупами донецкого госпиталя, куда ежедневно поступало около 50 тел в день и по одному ребёнку в неделю. Есть кадры с маленьким гробиком, в котором лежит четырёхлетний мальчик. Его убило осколком. Есть кадры с оставленных позиций ВСУ с брошенными на них трупами солдат. Их хоронили и передавали родным сами ополченцы. Есть беседы с пленными солдатами ВСУ, некоторые из них, по словам режиссёра, находятся в довольно подавленном состоянии, потому что до них со временем стала доходить простая истина — они воюют против собственного народа.
Всего за 9 месяцев в Донецке Марк отснял 3 терабайта видеоматериала. По его словам, оставшаяся за кадром информация гораздо страшнее той, что попала на экран. Есть и абсолютно шокирующие кадры. Но немецкие зрители привыкли к рекам крови в исполнении голливудского кинематографа, их это не впечатлит. Однако и целью было не поразить воображение зрителей ужасами, а заставить задуматься. «Вина за происходящее лежит, прежде всего, на всём украинском народе, который пытается остаться в стороне от происходящего. Украинское телевидение, украинские газеты не говорят правду, это сплошная ложь, доходящая до абсурда. В Германии то же самое», — говорит Марк.
Читайте также: Небо плакало. Истории тех, кто выжил под обстрелами киевских силовиков >>
ЕС не хотел жениться, он хотел взять Украину на одну ночь
«Майдан», «Одесса», «Аэропорт», «Боль». На такие части разделена картина. Автор достаточно чётко находит причинно-следственную связь между событиями на Майдане зимой 2013–2014 годов, вмешательством западных политиков и тем, что стало с Донбассом.
«Украину втягивают в сферу влияния Запада, чтобы использовать её как страну рабского труда на грязных задворках Европы. Главной же целью в данном случае является втягивание в конфликт России, чтобы ослабить её и в военном, и в экономическом отношении. То, что Донбасс оказал такое сильное сопротивление, то, что его жители так самоотверженно оборонялись, стало для Запада большим сюрпризом», — рассказывает автор.
Режиссёр уверен — Украина должна когда-нибудь понять, что её используют, что Запад пытается сделать её ударной силой в войне против России. В этом одна из ключевых мыслей фильма. Но украинцы продолжают верить в то, что когда-нибудь они будут в Евросоюзе, а их зарплата будет, как в Германии. «Но ЕС не хотел жениться, он хотел взять Украину на одну ночь», — говорит Марк во время обсуждения картины.
Территории вокруг Славянска, Краматорска и Донецка имеют значение не только для живущих там людей. Эти регионы имеют экономическое значение также для определённых групп заинтересованных лиц. Именно эти земли были проданы американским компаниям. Chevron и Shell прибрали их к рукам, поскольку там находятся богатые месторождения сланцевого газа, рассказывает фильм.
Читайте также: Журналист и звукооператор ВГТРК погибли в Луганске >>
Барталмай подчёркивает: на самих людей новому украинскому правительству всегда было наплевать. Об этом свидетельствую слова президента Петра Порошенко, сказанные с трибуны Верховной Рады: «У нас здесь работа будет, а у них нет! У нас пенсии будут, а у них нет! У нас здесь позаботятся о пенсионерах и детях, а у них нет! У нас дети будут ходить в школы и детские сады, а у них они будут сидеть в подвалах! И так мы выиграем эту войну».
Когда стало понятно, что Донбасс не перестанет сопротивляться, украинское правительство решило прекратить все выплаты. И ещё тогда, до прихода зимы, стало ясно, что для гражданского населения наступают тяжёлые времена.
Я вернусь
Режиссёр не планирует останавливаться на достигнутом. В разговоре с АиФ.ru он поведал о своих дальнейших планах.
Второй фильм будет посвящён жизни обычных граждан Донецка, тому, как в республиках идет государственное строительство. О том, что на Донбассе также уважают украинскую культуру и украинский язык, вопреки расхожему на Западе мнению о насильственной русификации. «Они верят в российское вторжение на Украину с целью убить всех украинцев, но это не правда. Люди на Донбассе очень открытые, миролюбивые по отношению даже к своим украинским соседям на другой стороне. Это важно», — сказал Марк.
Следующую поездку на Донбасс режиссёр планирует в октябре, в то время, когда там будут проходить местные выборы.
«У нас две проблемы на Западе. Первая проблема в том, что там действительно ничего не знают об этой войне, не знают о жизни людей там. В западных СМИ Донецк, Луганск и другие города достаточно абстрактны — слишком далеко», — сказал Марк. Он считает, что нужно показывать не только, как гибнут люди, но и как они живут, как рождаются дети. Но западная тактика подразумевает другой подход.