Клуб стал первой площадкой для диалога и сотрудничества на территории Евразийского региона, исторически соединяющего европейские и восточные цивилизации. В процессе бурного экономического развития юго-восточных стран, таких как Китай и Индия, Евразия все больше оказывается в поле зрения ведущих держав, что неизбежно будет приводить к столкновению интересов.
Из Китая в Европу
Казахстан не случайно стал местом для обсуждения геополитических и экономических вызовов, стоящих перед современным миром, поскольку не только расположен в центре региона, но и всегда проводил многовекторную политику с соседними странами и мировыми державами. Чтобы огромная территория, которая дает 60% мирового валового внутреннего продукта и охватывает ¾ населения Земли, не превратилась в плацдарм политических баталий, миру уже сейчас необходим конструктивный диалог, который поможет сочетать экономические интересы Европы и Азии, уверены эксперты. «Логично, что вопросы развития Евразии обсуждались именно в Казахстане. Страна проводит многовекторную политику и может стать «честным брокером» в диалоге сторон, ищущих точки соприкосновения», — отметила Директор Центра по изучению Евразии, России и Восточной Европы Джорджтаунского университета Анджела Стент.
Главными темами для обсуждения первого собрания Астанинского клуба стали наиболее актуальные для развития региона вопросы — например, перераспределение энергетических и сырьевых потоков из России и стран Центральной Азии, а также строительство транспортных магистралей. Как известно, сейчас Китай, как вторая страна после США с крупнейшей экономикой в мире, ищет новые транспортные пути через Европу для мировой торговли. Его растущей промышленности необходимо все больше энергоресурсов, которые он сможет получать от своих партнеров в России и Центральной Азии. Для России и Казахстана, являющихся партнерами по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), это хорошая возможность для создания целой транзитной инфраструктуры и развития собственных производств, которые будут задействованы в межконтинентальных проектах.
В частности, сейчас таким крупнейшим геоэкономическим проектом является Экономический пояс «шелкового пути» (ЭПШП). Речь идет о создании сети железных, автомобильных и морских путей из КНР в Европу. Самой Поднебесной проект ЭПШП стратегически важен, поскольку его новая экономическая реформа предполагает развитие северных регионов (прибрежные уже достаточно крепки экономически). Однако сейчас рассматриваются сразу несколько вариантов маршрутов ЭПШП, за которые уже конкурируют несколько стран. Один из них — так называемый Северный путь от Урумчи через Казахстанский Достык и российские Омск и Москву — в Европу. Второй вероятный маршрут — из Китая через Казахстан и Кавказ в Турцию и Европу в обход России. И третий — через Казахстан в Туркменистан и Иран через Афганистан, Центральную Азию и Россию.
В проекте ЭПШП прямо заинтересованы и другие страны ЕАЭС, кроме Казахстана — это Белоруссия и вошедшие в союзное государство Кыргызстан и Армения. Поэтому не случайно недавно с Пекином было подписано соглашение о сотрудничестве в рамках проекта Экономического пояса «Шелкового пути» и Евразийского экономического союза. Его цель — максимально вовлечь союзные государства в орбиту ЭПШП за счет организации новых и загрузки действующих производств для строительства новой дорожной, портовой и прочей логистической инфраструктуры. «На сессиях Клуба обсуждались вполне конкретные проекты, и реализация их лежит не в отдаленной перспективе, а состоится в ближайшем будущем», — рассказал директор Института мировой экономики и политики Султан Акимбеков.
Открытый миру «закрытый клуб»
Астанинский клуб собрал вокруг себя наиболее авторитетных специалистов в области глобальной экономики и политики, бывших государственных деятелей высокого ранга, авторитетных ученых. Это как раз те люди, которые не просто осведомлены о положении дел в мире, но и сами участвуют в подготовке для своих правительств аналитических докладов, а также в разработке стратегических программ. К ним для выработки компромиссных решений прислушивается также и мировое политическое сообщество.
Однако назвать их имена нельзя, в этом и весь «фокус» Астанинского клуба, устроенного по правилам Chatham House, когда можно использовать звучавшие на сессиях клуба идеи, но без раскрытия их авторства. Такой подход позволяет участникам высказывать мнения максимально открыто (подобных закрытых дискуссионных клубов в мире не так много, но они вносят заметный вклад в формирование мнения руководителей разных стран).
Как отмечали многие участники клуба, дискуссии были выстроены исключительно в конструктивном ключе. «Благодаря этой встрече в Казахстане нам удалось сфокусироваться на том, что нас объединяет, а не на том, что нас разделяет. Дискуссии помогли нам сосредоточиться и продвинуться в нашем понимании развития региона», — отметил директор по исследованиям Евразии Германского совета по международным делам Штефан Майстер.
Эксперты согласны — чтобы большая Евразия состоялась как новый геополитический континент и стала полем сотрудничества и возможностей, а не борьбы и конфликта, крупнейшим игрокам необходимо совместно искать решения для стоящих перед регионом проблем. Именно поэтому поиск решений, считают в Астанинском клубе, и следует вести не только в формате официальных переговоров, где у всех участников есть инструкции с четко прописанными «красными линиями», а в формате откровенного обмена мнениями. Именно таким образом и можно найти оптимальные способы перевести естественные противоречия между странами в плоскость конструктивного сотрудничества по всем направлениям внешней политики. «Мы рады, что в Астану приехали авторитетные международные эксперты, которые смогли в открытой беседе «без купюр» обозначить свою позицию по вопросам развития Евразийского региона. Такой диалог очень важен, ведь Евразия сегодня находится в центре мирового внимания — именно здесь происходят важнейшие геополитические события, такие как создание ЕАЭС, начало проекта «Экономического пояса шелкового пути» и многие другие», — резюмировал Султан Акимбеков.
Смотрите также:
- «Надёжный, но жёсткий партнёр». Эксперт о сближении России с Китаем →
- Большая Евразия: объединится ли регион перед лицом вызовов? →
- Политологи — о проекте «Один пояс — один путь» →