«Россия — это угроза». Зачем Литве нужен конфликт с Москвой?

Президент Литвы Даля Грибаускайте заявила, что главной угрозой для её страны и соседних прибалтийских государств является существование России и Белоруссии.

   
   

Страны Балтии и Польша, по словам госпожи Грибаускайте, являются восточным приграничьем НАТО.

«Само соседство с Россией и Белоруссией — угроза ему. Плюс милитаризация Калининградской области, плюс использование территории Белоруссии для различных экспериментов и агрессивных игр, направленных против Запада», — приводит слова Грибаускайте BaltNews.

Подобные жёсткие заявления для президента Литвы не в новинку.

«Мы видим, что угрозы разные, они возрастают, в том числе мы с беспокойством ожидаем учений „Запад-2017“, во время которых концентрируются очень многочисленные и агрессивные силы, идёт демонстративная подготовка к войне с Западом», — заявляла она в ходе выступления в Риге в феврале 2017 года.

«Россия — это угроза не только для Литвы, но и для всего региона, и для всех в Европе. Мы видим, как Россия ведёт себя в Калининграде, на российской территории у наших границ. Там они развернули ракеты, которые могут нести ядерный заряд и достичь европейских столиц», — сказала госпожа Грибаускайте в интервью изданию Foreign Policy.

Из комсомолки в русофобы: две карьеры госпожи Грибаускайте

Слушая эти агрессивные выступления литовского лидера, сложно угадать в этой 61-летней женщине комсомолку, спортсменку и преподавателя Высшей партийной школы. Тем не менее Грибаускайте, нынешний борец с российской агрессией, в Советской Литве успешно делала карьеру по партийной линии.

   
   

В 1983 году лаборант ленинградской меховой фабрики № 1 Даля Грибаускайте окончила вечернее отделение Ленинградского государственного университета имени А. А. Жданова по специальности «политэкономия», вступила в КПСС и вскоре была направлена на партийную работу на родину, в Литовскую ССР.

Даля Грибаускайте. Фото: Commons.wikimedia.org/ Augustas Didžgalvis

Существует версия, что партийной карьере молодой женщины помогла её готовность сотрудничать с Комитетом госбезопасности СССР. Как бы то ни было, вплоть до выхода Литвы из состава СССР Даля Грибаускайте занимала пост преподавателя политэкономии в Вильнюсской высшей партийной школе. В 1988 году в аспирантуре Академии общественных наук при ЦК КПСС в Москве Грибаускайте защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата наук.

В девяностые бывшая коммунистка Грибаускайте прошла обучение в США, где окончила программу для руководителей в Институте международных экономических отношений Джорджтаунского университета (Вашингтон). Однако на протяжении всей карьеры ей припоминают её советское прошлое. Некоторые считают, что «ястребиная» политика в отношении России — это своего рода защитная мера, которая позволяет Дале Грибаускайте избежать карьерных потерь.

Дружить с Россией выгодно...

Но курс на конфронтацию с Россией — это не выбор одного человека. Вся политическая элита Литвы действует в схожем ключе.

Даже строительство пресловутого забора на границе с Россией, недавно начатое властями Литвы, несмотря на всю юмористичность данного объекта, является частью генерального курса официального Вильнюса на противостояние с Москвой.

На первый взгляд, понять такую линию сложно. С момента обретения Литвой независимости прошло уже четверть века, и старые обиды, казалось бы, должны уходить в прошлое.

Тем более что в Литве проблема русскоязычного меньшинства стоит не так остро, как в соседних Латвии и Эстонии. Гражданство Литвы сегодня имеют около 90 % из 160 тысяч этнических русских, проживающих в стране.

До последнего времени между двумя странами существовали крепкие экономические связи. Здесь и транзит российских грузов через литовские порты, и поставки литовской сельскохозяйственной продукции на российские рынки. Литовская молочная продукция пользовалась большой популярностью в России.

По данным литовских статистиков, в 2012 году на Россию пришлось 32,3 % импорта и 18,6 % экспорта Литвы, что безоговорочно делало РФ главным торговым партнёром республики.

... а ссориться накладно

Всё это не помешало Литве стать одним из главных инициаторов введения экономических санкций ЕС против России в 2014 году. Ответом на это стало эмбарго на поставки в Россию литовского продовольствия.

В итоге товарооборот между двумя странами в 2015 году упал на 40 %. Власти Литвы закрыли пассажирские железнодорожные маршруты Вильнюс — Санкт-Петербург и Вильнюс — Москва.

Летом 2016 года председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер признал, что Литва пострадала от «войны санкций» с Россией больше остальных 27 стран ЕС. На компенсации литовским молочникам, по которым режим санкций ударил больнее всего, Брюссель выделил 13,3 миллиона евро.

При этом за два санкционных года общие убытки литовских производителей молочной продукции составили 76 миллионов евро.

Здравый смысл подсказывает, что Литва должна быть заинтересована в урегулировании конфликта, однако на деле всё выходит наоборот.

Рядовых литовцев пугает не Россия, а старение и эмиграция

В интервью европейским СМИ литовские политики нередко заявляют, что они не хотят, чтобы с ними произошёл «крымский сценарий». Опасения странные: ситуация в Литве и отдалённо не походит на крымскую. Кроме того, Литва — официальный член НАТО, и уже этим фактом она защищена от «российской агрессии».

Риторика Дали Грибаускайте и других литовских политиков не слишком убеждает жителей республики.

В 2016 году учёные Каунасского технологического университета провели исследование, в ходе которого выяснили, что жители Литвы считают самыми большими угрозами стареющее общество, интенсивную эмиграцию, алкоголизм и наркоманию, снижающуюся рождаемость. Терроризм, «российская угроза» и даже ядерная война беспокоят литовцев куда меньше.

Вымирание эпохи независимости

Как ни странно это звучит, но для Литвы большой проблемой стало членство в Евросоюзе. Благодаря ему литовцы получили право жить и работать в других странах ЕС, более благополучных. Как следствие, отток трудоспособного населения приобрёл угрожающие масштабы.

Осенью 2016 года социологи из вильнюсского университета имени Витовта заявили, что каждый час из республики уезжают 4-5 человек, в день — почти 100, за год — 35 тысяч.

При этом показатели только растут. В настоящее время самой большой группой населения Литвы стали люди в возрасте 50-59 лет. Молодёжь оседает в странах Западной Европы, где и уровень жизни выше, и перспективы лучше.

Население Литовской ССР в 1990 году составляло 3 689 000 человек. По оценкам на май 2017 года в независимой Литве проживает 2 826 500 человек. Потери за четверть века независимости превышают 860 000 человек: в масштабах такой страны, как Литва, это самая настоящая катастрофа.

Литовские социологи предупреждают, что изменений в этой тенденции не предвидится: в предстоящие 20 лет трудоспособное население страны может сократиться вдвое.

«Бежим отсюда! Иначе придёт время, не выпустят!»

«Огоньками жизни» в республике остаются Вильнюс, Каунас и частично Клайпеда, где и сосредоточено экономически активное население страны. Все остальные населённые пункты Литвы постепенно превращаются в «дома престарелых», число жителей которых сокращается естественным путём.

В феврале 2017 года известный литовский дизайнер Юозас Статкявичюс на своей странице в Facebоок написал: «Нетрудно заметить, что еду мы покупаем в Польше, работаем в Норвегии, Англии. Отдыхаем — в Испании, Турции. Молодёжь учится во всём мире! Так зачем нужна эта Литва? Чтобы содержать депутатов парламента, которые заставляют людей эмигрировать? Тема для размышления. Я на 100 % за эмиграцию... Лучше любить Литву издалека, из страны, где можно заработать, где тепло и у матери-пенсионерки никто не заберёт деньги (и вместо 50 отнятых вернут 14). Слов нет, ничего, нужно действовать, собирать чемодан, ничего здесь не будет! И вам советую! Бежим отсюда! Иначе придёт время, не выпустят! Бежим!»

Такие «радужные» перспективы заставляют литовцев всё активнее предаваться пагубной привычке, которая обычно считается русской проблемой. Всемирная организация здравоохранения в мае 2017 года назвала Литву самой пьющей страной в мире.

После них — хоть потоп

Как же реагируют на это власти Литвы? В общем-то, никак. Никаких масштабных программ действий, направленных на создание условий для возвращения литовцев домой, нет. Чиновники, судя по всему, уверены, что с сокращением населения у них уменьшается количество забот.

В годовом докладе президента Литвы, который будет официально обнародован 8 июня, значительное место будет уделено вопросам обороны. Как сообщает портал Baltnews.lt со ссылкой на пресс-службу литовского президента, в докладе будет объявлено, что в 2018 году военный бюджет превысит 2 % валового внутреннего продукта. Запланированы «всемерное укрепление вооружённых сил, увеличение численности армии, модернизация вооружения, совершенствование оборонной инфраструктуры, ускорение формирования второй механизированной бригады Žemaitija».

Как видно, ориентированные на Вашингтон власти Литвы полагают конфронтацию с Россией темой куда более важной, нежели проблемы рядовых литовцев.