Вопрос о том, что будет представлять из себя Украина после завершения специальной военной операции, становится все более актуальным.
Большой обман
Заместитель председателя Совета Безопасности России Дмитрий Медведев, говоря о долгосрочных планах поставки сжиженного газа в Незалежную из США, в своем Telegram-канале заметил: «А кто сказал, что через два года Украина вообще будет существовать на карте мира? Хотя американцам уже все равно — они настолько вложились в проект “анти-Россия”, что все остальное для них — пустяк».
И здесь надо снова вернуться к вопросу о понимании того, что такое Украина вообще. В 1991 году независимость обрела территория Украинской ССР, которая никогда доселе не существовала в подобных границах отдельно.
В 1991 году в обращении к русским соотечественникам первый лидер независимой Украины Леонид Кравчук утверждал: «Украина твердо стала на путь независимости. На ее земле наряду с украинским и другими народами полноправными хозяевами являются двенадцать миллионов русских. Я буду делать все от меня зависящее для полного удовлетворения политических, экономических, социальных и духовных запросов русского населения, для государственной защиты его законных интересов. Ни в коем случае не будет допускаться насильственная украинизация русских… Новую Украину в семье цивилизованных народов я представляю как единое демократическое государство, признанное международным сообществом, с нерушимыми и вместе с тем открытыми границами. Рассчитываю на полное понимание русских, на их поддержку в обеспечении территориальной целостности республики».
Кравчук, а вместе с ним и все последующие руководители Украины обманули не только русских, но и украинцев. Вместо многонационального государства был взят курс на создание моноэтнической территории с ассимиляцией русскоязычных граждан. Именно в рамках решения этой задачи категорически отвергалась возможность существования русского языка в качестве второго государственного.
Сломать и заставить — принцип действий Киева
Это и стало причиной центробежных тенденций, появившихся задолго до 2014 года, но после «Евромайдана» вылившихся в открытое вооруженное противостояние.
Крым ушел потому, что хотел сохранить себя в том виде, в котором существовал уже многие десятилетия, без привнесения насильственного украиноязычия и культа Бандеры. Ровно по той же причине восемь лет сопротивлялся с оружием в руках Донбасс.
Херсонщина и Запорожье, откуда изгнали нацистов, в течение каких-то двух месяцев избавились от морока идеологии киевского режима.
Украина теряет в первую очередь не территории — она теряет людей, которых упорно пытаются переломить через колено. Мимикрия Зеленского, из русскоязычного человека превратившегося в рьяного поборника «украинства», мягко говоря, не близка миллионам жителей бывшей Украинской ССР.
Казалось бы, Киев, отрицая доминирование националистической идеологии, должен принимать меры по расширению прав русскоязычных граждан. Но на деле происходит совершенно обратный процесс.
Пушкин, Лермонтов, Толстой и другие товарищи
Рабочая группа Министерства образования и науки Украины обнародовала планы исключения из школьной программы украинских средних учебных заведений произведений русских и советских писателей.
Среди тех, от кого планируется избавить учеников, Александр Сергеевич Пушкин. Вместо «Сказки о рыбаке и рыбке» и других произведений «солнца русской поэзии» украинские школьники будут изучать творения шотландца Роберта Бернса. Басни Ивана Андреевич Крылова заменят на басни Жана де Лафонтена.
«Героя нашего времени» Михаила Лермонтова заменят романом «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте.
Не придется жителям Незалежной более задумываться и над смыслом «Преступления и наказания» Федора Достоевского — Федор Михайлович, считающийся «имперцем», Украине теперь глубоко чужд.
Под нож ожидаемо пошел и киевлянин Михаил Булгаков — из школьной программы исключены «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита».
Исключены из программы изучения также Антон Чехов и Лев Толстой, Осип Мандельштам и Николай Некрасов, Иван Бунин и Александр Грибоедов, Александр Блок и Иван Тургенев.
Хором под исключение попали как советские, так и «антисоветские» литераторы — Михаил Шолохов и Николай Гумилев, Борис Пастернак и Владимир Маяковский, Сергей Есенин и Илья Ильф с Евгением Петровым, Анна Ахматова с Константином Симоновым.
Урезанный Гоголь
Особо изощренно поступили с Николаем Васильевич Гоголем. «Гоголь — великий украинский писатель, поэтому его произведения целесообразно изучать на уроках украинской литературы», — говорится в документе рабочей группы Министерства.
Но даже «украинского» Гоголя подвергли нещадной цензуре — из школьной и внеклассной программы исключены «Ревизор», «Шинель» и «Мертвые души».
Так что в итоге школьникам, очевидно, придется ограничиться «Вием» и «Вечерами на хуторе близ Диканьки». Хотя с последним тоже не все ладно — кузнец Вакула, как известно, добывал для возлюбленной Оксаны красные черевички, «которые носит царица». А достойно ли для украинского хлопца выпрашивать обувь у русской императрицы Екатерины Великой?
Впрочем, есть подозрение, что в рабочей группе Министерства образования и науки Украины так внимательно Гоголя никто не читал. Да и читали ли вообще Николая Васильевича эти господа?
«Хлестаков слишком похож на Зеленского»
Писатель Захар Прилепин, комментируя украинские нововведения, в своем Telegram-канале заметил: «Русская литература — одна из четырех величайших современных литератур. Наряду с французской, англо-американской, германской. Просвещенное человечество уже не может существовать вне “Анны Карениной” и “Братьев Карамазовых”. Без чеховских пьес и булгаковских романов. Но даже “Мастера и Маргариту” на Украине заменили — на “Чуму” Альбера Камю. Самый комический факт: изъят “Ревизор” Николая Васильевича Гоголя. Во-первых, там про Россию. Во-вторых, Хлестаков слишком похож на Зеленского. Впрочем, Хлестаков — беззлобное существо. А мы перед собой видим другого Хлестакова — из которого полезла наружу мыслимая и немыслимая нечисть, как в другой гоголевской повести. Ее тоже изымайте скорее, а то палитесь. Живите с Мицкевичем посреди чумы. До самого рассвета».
Вся эта безумная кампания по уничтожению русской культуры направлена на то, чтобы новое поколение украинцев было лишено каких-либо сомнений и искренне верило, что русские — это орки, лишенные всего человеческого.
Но вот какой момент. Киев пытается навязать эту линию Харькову, Одессе, Николаеву и другим городам, где преобладание русской культуры существовало всегда. Из детей, для которых русский язык родной, хотят воспитать манкуртов, предназначенных для продолжения проекта «Анти-Россия».
Позволить осуществить подобное Россия просто не может. А это значит, что граница применения новых идей Минобразования и науки Украины будет сдвигаться на запад. Возможно, до состояния, где она сольется с польской школьной программой.