«Раскрыть потенциал». Казахстан системно привлекает инвестиции

Касым-Жомарт Токаев © / Наталия Губернаторова / РИА Новости

Лидер Казахстана Касым-Жомарт Токаев расширил полномочия Совета по привлечению инвестиций. Подписанный президентский указ направлен на упрощение процессов принятия решений, создание более благоприятной инвестиционной среды и укрепление доверия инвесторов — как отечественных, так и зарубежных. С подробностями корреспондент aif.ru.

   
   

Лично президенту

Накануне Касым-Жомарт Токаев подписал указ «О мерах по повышению эффективности работы по привлечению инвестиций в экономику страны». Фактически глава крупнейшей центральноазиатской республики инициировал реформу в госуправлении, сконцентрировав внимание на такой важной сфере как привлечение инвестиций в стратегические отрасли.

Согласно указу, за неисполнение решений инвестштаба введена персональная ответственность как руководителей госорганов, так и субъектов квазигосударственного сектора (как здесь не вспомнить фразу, приписываемую наркому путей сообщения СССР Лазарю Кагановичу: «У каждой аварии есть имя, фамилия и должность»). Теперь Совет сможет принимать обязательные к исполнению государственными органами и квазигосударственным сектором решения и разрабатывать временные нормативные правовые акты, имеющие силу закона. Руководство Совета будет докладывать лично президенту Казахстана, направляя отчёты ежеквартально.

На инициативу лидера Казахстана уже обратили внимание в Евросоюзе. Например, итальянское издание Agenzia Nova отмечает: «В целом, Казахстан запустил широкую программу экономических реформ, изложенную президентом в его обращении к нации в сентябре 2023 года. Внутренняя политика усиливает стремление к ужесточению экономических связей во всём мире. Примером этого является только что завершившийся визит Токаева в Дубай в Объединённые Арабские Эмираты для участия в COP28 — конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата. На полях мероприятия было подписано 20 соглашений с иностранными компаниями на общую сумму $4,85 млрд. Соглашения касаются проектов в сфере “зелёной” энергетики, инфраструктуры и цифровизации».

Стоит отметить, что приток прямых иностранных инвестиций в экономику центральноазиатской республику остаётся стабильно высоким. На конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD), прошедшей в июле 2023 года, международные эксперты констатировали — Казахстан стал лидером по привлечению прямых иностранных инвестиций (ПИИ) среди постсоветских стран. Так, за 2022 год приток чистых ПИИ в республику составил рекордные $6,1 млрд, что на 83% выше, чем в 2021 году. Согласно рейтингу, в Узбекистан было инвестировано $2,5 млрд, в Литву — $2,2 млрд, в Грузию — $2 млрд, в Белоруссию — $1,6 млрд. (Россия и Азербайджан по итогам 2022 года лишились $18,7 млрд и $4,5 млрд соответственно).

Кроме того, Казахстан входит в первую десятку развивающихся стран, получающих международные инвестиции в возобновляемую энергетику на период 2015-2022 годов: страна находится на пятом месте с 31-процентной долей стоимости проектов, равной пяти процентам от общей суммы, выделенной на развивающиеся экономики.

По данным Нацбанка РК, ключевые инвестиции приходятся на добычу нефти и газа, а также металлургию (большая часть инвестированных ресурсов — $4,1 млрд — предназначена для добывающих отраслей и поступает, в основном, от транснациональных компаний со штаб-квартирами в Нидерландах и США). 

   
   

Инвестиции — в высокотехнологичные отрасли

Читатель спросит — зачем усиливать Совет по привлечению инвестиций, если и так всё «в шоколаде»? Руководство страны не скрывает, что проблемы с капиталовложениями есть. А именно — недостаточное количество средств вкладывается в обрабатывающую промышленность, а именно она, по словам казахстанского финансового аналитика Андрея Чеботарёва, — «залог развития и устойчивости экономики».

«Инвестиции — один из главных двигателей экономики, — прокомментировал эксперт в авторском телеграм-канале FinanceKaz. — Учитывая необходимость модернизации энергосистемы и амбициозные планы по индустриализации, а также жёсткую денежно-кредитную политику, Казахстан в них остро нуждается. Инвестиции приходят туда, где у инвесторов будет твёрдая уверенность в успешном завершении всех планов и проектов. Инвестиции — это всегда новые рабочие места, новые знания и технологии. Это новые возможности для граждан страны. Подписанный указ президента уже дал чёткий вектор для действий, которые нужно исполнить».

На важность капиталовложений именно в перерабатывающую сферу Казахстана обратили внимание и в Европе. Так, президент Центра геополитического анализа (Варшава), экс-депутат польского сейма Матеуш Пискорский отметил в блиц-интервью «Аргументам и фактам»: «Для меня очевидно, что прямые иностранные инвестиции в экономику Республики Казахстана должны быть направлены в высокотехнологичные отрасли. То есть в сферу глубокой переработки полезных ископаемых, в модернизацию инфраструктуры. Только тогда следует ожидать экономический эффект».

Стоит отметить, что Касым-Жомарт Токаев, выступая с Посланием народу Казахстана в сентябре 2023 года, сделал акцент на модернизации горнорудного сектора. «В нашей богатой ресурсами стране долгое время не было значимых геологических открытий. Ситуацию нужно срочно менять. Предстоит в кратчайшие сроки модернизировать систему управления горнорудным сектором. В большинстве стран основным двигателем отрасли являются частные компании. Поэтому привлечение крупных частных инвестиций в решающей степени поможет раскрыть потенциал отрасли. Для этого необходимы гибкие регуляторные и фискальные условия», — подчеркнул лидер государства.

Мегапроекты с Россией

По мнению президента ассоциации «ЭнергоИнновация», члена Российско-Казахстанского делового совета Михаила Смирнова, Астана вполне может рассчитывать на крупные российские инвестиции.

«Казахстан очень богат определёнными природными ресурсами, в первую очередь нефтегазовыми и урановыми. Причём сферы добычи этих природных ресурсов исторически связаны с Россией, поскольку добыча началась во времена Советского Союза. Мы связаны не только исторически, но и технологически, кадрово, культурно, вплоть до общей терминологии. В этих сферах Казахстану выгодно взаимодействовать именно с Россией, перед которой, в свою очередь, открываются широкие инвестиционные и кооперационные возможности. Кроме того, у наших стран единое таможенное пространство, единые институты финансирования в рамках ЕврАзЭС, единое нормативное пространство, что также упрощает нашу совместную работу в этом направлении», — прокомментировал Смирнов «Аргументам и фактам».

Эксперт напомнил, что одной из самых перспективных на сегодня сфер взаимодействия России и Казахстана является строительство газопровода «Средняя Азия — Центр», который проходит через территорию Казахстана, соединяя Россию и Узбекистан. Кроме этого, по словам Смирнова, есть большой проект расширения газопровода в Казахстане для снабжения промышленных предприятий и домохозяйств.

«Этот проект инвестиционно привлекательный, — продолжил член Российско-Казахстанского делового совета. — Он предполагает модернизацию газотранспортной системы Казахстана, а это весьма капиталоёмкая сфера. По сути, это мегапроект мирового уровня, причём, проект взаимовыгодный, а с учётом исторических причин, о которых я говорил, для его реализации Казахстану выгодно работать именно с Россией».

Михаил Смирнов отметил важность того, чтобы инвестиционные риски были минимизированы с помощью государственной поддержки со стороны органов власти Казахстана. «Необходима чёткая система защиты добросовестного инвестора. Насколько я понимаю, такая система сейчас выстраивается», — заключил эксперт.

В свою очередь заведующий кафедрой Омского филиала Финансового университета при правительстве РФ, кандидат экономических наук Сергей Евсеенко отметил фактор персональной ответственности за неисполнение решений по привлечению инвестиций.

«Токаеву не надо давать советов, он знает, что делает. Вводя персональную ответственность, тем самым, я думаю, он не только рассчитывает ускорить процесс принятия решений, но привлечь и реализовать эти инвестиции. А это — новые рабочие места, прибыль, зарплаты, рост валового регионального продукта и т. д. В этой части ничто не противоречит экономической и управленческой логике. Приободрил аппарат, что называется», — прокомментировал экономист.