Руководитель Офиса президента Украины Андрей Ермак разразился статьей в любопытном канадском издании. Судя по всему, ему понадобилось отчитаться перед спонсорами. Гострайтер, впрочем, подставил своего начальника.
Не, нацистов не было
В конце октября в Монреале прошел так называемый саммит, где представители Украины жаловались западным кураторам на тяжелую судьбу украинских военнопленных. Мария Захарова подробно прокомментировала инсинуации главы украинского МИД Андрея Сибиги, но история получила неожиданное продолжение.
Андрей Ермак написал небольшую статью для канадского издания, чем не преминул похвастаться в Telegram, который Киев все призывает запретить. Если опустить пафосные речи, в которых Ермак неожиданно напоминает читателям о мае 1945 года, и нелепые обвинения в адрес России о нарушении Женевских конвенций, глава украинской администрации президента приступает к поцелуям канадских властей в то место, где спина теряет свое благородное название. Получается топорно.
«Исторически Канада являлось убежищем для всех укрывающихся от преследования — от вьетнамцев до сирийцев», — заявляет Ермак, скромно забывая о самой большой диаспоре в мире. Чем же объясняется его забывчивость?
«В Канаду в 1945 сбежало 90 процентов людей, которые так или иначе принадлежали к организациям украинских националистов. Они либо входили в эти структуры, либо поддерживали, либо попались на их пропагандистскую удочку. В американской, французской и британской зонах оккупации официально проводили среди этих людей вербовку. Кого-то отдали СССР потом, например, донских казаков, а украинцев они сохранили», — рассказал aif.ru политолог Владимир Скачко.
«Из них собирались готовить лазутчиков и диверсантов для УПА*, которая должна была продолжать боевые действия как минимум на территории Западной Украины, а бои с националистами там продолжались десять лет после Победы. Поэтому они украинцев вербовали и сепарировали их от русских», — добавил эксперт.
Трудовая династия?
Скандалов с украинскими недобитками, действительно, хватает. За чествование Ярослава Гунько канадский премьер Джастин Трюдо так пока и не объяснился, но он не единственный. Так, например, в начале октября в Оттаве собирались открыть памятникам жертвам коммунистов, только, вот беда, более половины из 533 упомянутых «жертв» оказались «напрямую связаны с нацистами». Неудобно вышло. Пришлось сбивать фамилии. Открытие монумента задержали. До недавних времен канадские власти не слишком обращали на это внимание, но после начала СВО на любителей солярных символов стали обращать повышенное внимание, и Оттава старательно отмежевывается от наследников Гитлера.
Тем любопытней издание, где Ермак опубликовал свой опус. Policy Options — журнал, издаваемый Институтом исследований государственной политики Канады. Этот исследовательский центр был основан в 1972 году премьер-министром Канады Пьером Трюдо. Нет, не однофамильцем, а отцом нынешнего премьера Джастина Трюдо, любителя ярких носков. Главным образом институт финансируется федеральными и региональными властями.
Когда папаша Трюдо пошел на второй премьерский срок, института стало мало, поэтому в 1980 появился и этот журнал, опубликовавший опус Ермака. Похоже, это своего рода отчет о «саммите» плюс попытка «замылить» «славное» прошлое канадской диаспоры.
Раньше не стеснялись
Надо отметить, что до недавнего времени связи с украинскими нацистами представители диаспоры не стеснялись. Власти их всячески холили и лелеяли, а с началом Перестройки они начали учить «уму и разуму» и жителей Украины.
«В конце восьмидесятых — начале девяностых канадская диаспора играла главную роль в промывке мозгов, — рассказывает Скачко. — Больше миллиона украинцевпроживает в Канаде. Они окучивали Украину. Всемирный Конгресс Украины, Украинский Конгрессный комитет Америки — эти организации работали именно в Канаде. Они активно вербовали людей с конца восьмидесятых. Я несколько раз тогда был тогда в этих структурах и в Канаде, и в Америке. Там проходили выучку все нынешние „грантоеды“, которые потом возвращались на Украину абсолютно подготовленными для переформатирования Украины в анти-Россию. Там готовились основные учебники и специалисты».