В первой половине августа пройдет встреча президентов России Владимира Путина и Турции Реджепа Эрдогана, на которой главы государств обсудят перспективы восстановления отношений после инцидента с российским бомбардировщиком Су-24, сбитым турецкими истребителями в ноябре прошлого года. Как считают эксперты, после неудавшегося госперевота в Турции, фактически негласно поддержанного Западом, отношения могут возобновлены с новой силой и могут стать еще крепче.
В воскресенье в китайском Чэнду закончилась двухдневная встреча министров финансов и глав ЦБ G20. В субботу в черновике итогового коммюнике один из предварительных пунктов был посвящен Турции, который появился по инициативе турецкой делегации.
«Укрепление верховенства закона является фундаментальным для устойчивого развития, и мы поддерживаем легитимное правительство Турции в его усилиях по обеспечению экономической стабильности и процветания», — говорилось в тексте проекта. Однако в воскресенье в окончательной версии коммюнике этот параграф уже отсутствовал. Как заявил журналистам участник встречи, замглавы Минфина РФ Сергей Сторчак, кто-то шлет президенту страны сигналы о необходимости смягчить политику.
«В принципе, логичное желание той делегации, которая сегодня сюда приехала, попытаться заручиться поддержкой внутренней политики, которую проводит президент. Хотя этот форум вот не политический, а экономический. Все-таки министры это выборные фигуры политического калибра. Не договорились о тех словах, которые необходимо использовать. Поскольку коллеги хотели чуть больше общих слов поддержки, договорились, что снимают это положение», — пояснил журналистам Сторчак.
Однако фактически означает, что «большая двадцатка» отказала в своей поддержке Реджепу Эрдогану, хотя власти Турции, видимо, были в ней очень заинтересованы.
Но мало того, ЕС с большой вероятностью откажет Турции в столь желаемом ей безвизовом режиме из-за того, что она не выполнила 5 из 72 поставленных условий. В их числе меры по предотвращению коррупции, проведение переговоров об оперативном соглашении с Европолом (полицейская служба ЕС), судебное сотрудничество со всеми странами-членами ЕС, пересмотр законодательства по борьбе с терроризмом. Самым невыполнимым теперь становится реформа судебной системы из-за желания Реджепа Эрдогана приостановить действие Европеской конвенции по правам человека и вернуть смертную казнь, которая, похоже, Россию не смущает. Несмотря на многочисленные разногласия и даже порой жёсткий тон, используемый турецкой властью несколько месяцев назад, именно Москва, а не ЕС и США превращается в союзника Анкары. Турецкая власть, похоже, уже сделала для себя окончательный выбор после провалившегося военного переворота, о котором не могли не знать натовские генералы, части которых базируются в Турции.
Все это происходит на фоне стремительного сближения России и Турции. Уже в минувшую пятницу, 22 июля, из России в Турцию регулярные рейсы возобновили три авиакомпании — «Аэрофлот», «Россия» и Turkish Airlines. Таким образом, запрет, введённый Росавиацией из-за политической нестабильности в стране действовал меньше недели. Не исключено, что вслед за регулярным рейсами уже в середине августа могут возобновиться и чартерные, как об этом через источники уже заявляют представители туристической отрасли. Именно в августе запланирована встреча президентов России и Турции, которые, как считают, могут прийти к еще более тесным взаимоотношениям стран и экономическому сотрудничеству.
Первый зампред комитета по международным делам Госдумы Леонид Калашников допускает, что отношения Турции и России будут крепче, чем до кризиса.
«И Турция, и Россия сейчас страны-изгои для некоторых западных стран, поэтому мы можем сейчас вновь сблизиться», — рассуждает Калашников.
По его мнению, на встрече в августе президенты России могут обсуждать многие темы от экономики до политики.
«Конечно, сейчас, наверное, было бы неправильно отправлять наших туристов в качестве потенциального пушечного мяса, но таким образом мы прорываем окружение западных стран. Мы не просто возвращаем себе союзников, но нормализуем ситуацию с нашим приграничным соседом, а это очень важно», — считает эксперт.
«То, что Россия и Турция должны по объективным причинам должны больше интегрироваться друг с другом, мало у кого вызывает сомнения. Хотя я не очень уверен, что апофеоз этой интеграции будет при Эрдогане, потому что он специфический политик. Он себя уже проявил не как надежный друг, а такие вещи забыть трудно. Хотя это не значит, что мы не должны идти по этому пути», — рассуждает зампред комитета по международным делам Совета Федерации Андрей Климов.
По его словам, Россия с Турцией не просто соседние государства, а страны, у которых уже существовали серьезные экономические проекты. Это и строительство атомной станции, и «Южный поток», а также ряд других проектов с перспективой реализации не менее 15 лет.
«Все эти начинания выглядят очень привлекательно, но только в случае долгосрочного сотрудничества. Однако сейчас в Турции много неопределенности, поэтому лучше подождать ее появления. А пока восстановить отношения и разобраться в сирийском кризисе», — говорит Климов.
Глава Института политических исследований Сергей Марков убежден, что ключевую роль в восстановлении российско-турецких отношений сыграет сирийский вопрос.
«Таких дружеских отношений между Путиным и Эрдоганом, наверное, уже не будет, но, тем не менее, они будут хорошими. Президент России оказал огромную помощь президенту Турции, поскольку, как я понимаю, наша разведка перехватила разговоры между турецкими военными, и буквально за несколько часов предупредила Эрдогана о готовящемся перевороте. Поэтому отношения восстановятся», — рассуждает эксперт.
По его мнению, если говорить об отношениях между странами, то после того, как установится стабильность в стране, они будут восстановлены в полном объеме.
«Есть несколько факторов будут ли они лучше, чем были год назад. Эти факторы — Евросоюз, США и Сирия. Если Турция предпримет усилия по своей позиции в Сирии, условно отказаться от требований свержения Асада и поддержки **Джебхат ан-Нусры, то эти отношения будут улучшены значительно, чем раньше.
Эксперт считает, что на ближайшей встрече президенты могли бы обсудить темпы восстановления экономических отношений, а также перспективу совместных действий по Сирии и необходимость отказа Турции от поддержки террористических групп в Херсонской области, действия меджлиса крымско-татарского народа и других боевиков.
Председатель Платформы российско-турецкого диалога Ахмед Ахмедов уверен, что отношения Турции и России будут крепче, чем раньше.
«Отношения будут крепче не потому, что у кого-то красивые глаза, или кто-то получит за это привилегии. Это нужно, так как это в интересах первым долгом турецкой республики и, конечно, в интересах России. Сама ситуация наши страны сейчас к этому подталкивает. В мире, конечно, много сил, которые бы не хотели восстановления дружбы Турции с Россией», — полагает Ахмедов.
По его мнению, президенты России и Турции в первую очередь должны обсудить региональные политические вопросы, а не помидоры и огурцы, которые продает республика, или туристов.
«Во-первых, нужно определиться с Сирией. В Турции должны окончательно понять, кто там хозяин. Турция должна отказаться от требований по Асаду. Во-вторых, нужно решить вопрос с ИГИЛ, который сегодня стал угрозой и для Турции. Это вредит и нам, и России, ее Северному Кавказу. Это самые главные вопросы», — считает Ахмедов.
По его словам, как бы Запад не стремился поссорить Россию и Турцию, сегодня окончательно понятно, где черный, а где белый баран.
«Как говорится в нашей пословице: лучше знакомый тапочек, чем неизвестный сапог. Все идет к тому, что отношения между Турцией и Россией будут еще ближе. Это жизнь заставляет», — полагает эксперт.
*ИГИЛ — запрещенная в России террористическая организация.
**Джебха́т ан-Ну́сра — запрещенная в России террористическая организация.