«Погуляли» на $23,5 млрд. В Польше выставили счет Зеленскому

Руководитель фракции «Конфедерация» в сейме Польши Кшиштоф Босак. © / www.globallookpress.com

В Польше предложили выставить счет Украине за помощь, оказанную стране в течение последних двух лет. Таким образом поляки реагируют на обострение отношений между Варшавой и Киевом.

   
   

Потрудитесь внести!

Глава киевского режима Владимир Зеленский в ходе своего визита в США довольно нелестно отозвался о Польше, заметив, что эмбарго на украинское зерно является действием в пользу Кремля.

Больше того, Украина обратилась с жалобой в ВТО и пообещала ввести ограничения на сельскохозяйственную продукцию Польши, поступающую на рынки Незалежной.

Руководитель фракции «Конфедерация» в сейме Польши Кшиштоф Босак решил напомнить, во сколько обошлась Варшаве поддержка Украины в последние два года. На своей странице в соцсети он выложил своеобразный счет, в котором суммировал польские затраты:

— Военная помощь — 14 млрд злотых;

— Гуманитарная помощь — 4,3 млрд злотых;

— Финансовая помощь — 1,6 млрд злотых;

   
   

— Помощь украинским беженцам — 71,4 млрд злотых;

— Частная помощь от поляков — 10 млрд злотых.

В общей сложности потрачены 101,3 млрд злотых, или 23,5 млрд долларов. Конечно, по масштабам затрат на Украину Польша значительно уступает США, но находится в списке главных спонсоров Зеленского.

Оружия для вас больше нет

И это без учета того момента, что Польша выступает в роли главного перевалочного склада ВСУ, госпиталя, а также штаба, в котором генералы НАТО планируют операции украинских боевиков.

Конечно, «Конфедерация», у которой всего 11 мест в польском Сейме, — отнюдь не ведущая сила в политике страны. Тем не менее ее представители в канун выборов очень чутко реагируют на настроения в польском обществе. Тем более что примерно те же тезисы сейчас используют члены правящей партии «Право и Справедливость».

Премьер-министр республики Матеуш Моравецкий в эфире телеканала Polsat заявил: «Мы уже не передаем на Украину никакого вооружения, исходя из того, что мы сейчас сами вооружаемся современнейшим оружием. Если не хочешь защищаться, то должен иметь чем защищаться. Мы признаем такой принцип. И поэтому мы сделали увеличенные заказы».

Речь не идет о каком-то сенсационном решении — последние полтора года Польша избавлялась от старых образцов вооружений, передававшихся Украине, закупая новейшую технику. Текущие поставки ВСУ шли через Польшу, но не принадлежали ей.

Но демонстративность заявления Моравецкого — это реакция на ожидания общественного мнения, желающего, чтобы польские власти поставили на место зарвавшихся украинцев.

Не партнер, а сателлит: какие уроки истории пропустили в Киеве

Советник главы Офиса Зеленского Михаил Подоляк в эфире телеканала «Рада» решил всех успокоить: «Между Польшей и Украиной — абсолютно прагматические позитивные отношения. Понятно, что Варшава защищает свои экономические интересы, а Киев ищет возможности, как сохранить экономические потенциалы... Я не вижу ни одного варианта, что Польша не будет поддерживать Украину. Сядем за стол переговоров, будем договариваться, но договоримся».

Действительно, представить себе ситуацию, при которой Варшава полностью отойдет от поддержки Киева, сейчас сложно. Но не потому, что поляки радеют за украинскую государственность. Украина для Варшавы является инструментом реализации собственных задач, и первая из них — это борьба с Россией. Однако ни о каких равных союзнических отношениях тут речи быть не может — Польша претендует на роль ведущей силы в Восточной Европе, потому готова рассматривать Киев исключительно в роли сателлита. И когда сателлит позволяет себе хамить, да еще делать это с трибуны ООН — это, безусловно, приводит поляков в гнев.

История польско-украинских отношений — это вековой сериал о подчинении украинцев польским панам, и никогда не наоборот. И поляки финансируют Киев сегодня вовсе не ради «украинской гордости». Негодный инструмент неизбежно отправляется в утиль — можно вспомнить столетней давности историю Симона Петлюры.

Впрочем, если бы на Украине могли делать выводы и извлекать уроки из прошлого, нынешняя ситуация была бы просто невозможной