«Ответственность несет Россия». Чего не помнит президент ФРГ Штайнмайер?

Президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер. © / Reuters

Лицемерие представителей Запада относительно украинского кризиса прямо-таки зашкаливает. Политики, обвиняя в Москву в эскалации ситуации, требуют от нее немедленных шагов по снятию напряженности.

   
   

Ослабьте петлю на шее Украины

Переизбранный на второй срок на должность президента ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, выступая после того, как за него проголосовало Федеральное собрание Германии, призвал Владимира Путина приступить к срочному мирному разрешению конфликта.

«Я обращаюсь к президенту Путину. Ослабьте петлю на шее Украины, ищите вместе с нами путь, который сохранит мир в Европе, — цитирует его DW. — Мы находимся в опасности военного конфликта, войны в Восточной Европе... Ответственность за это несет Россия».

Затем президент ФРГ произнес слова, которые сами по себе можно рассматривать как угрозу: «Я могу только предупредить президента Путина: не стоит недооценивать силу демократии».

Говоря о жестком ответе, который, по Штайнмайеру, последует в случае российских действий, немецкий президент заметил, что население Украины имеет «право на жизнь без страха и угроз».

Сказ о том, как Штайнмайер Януковича обманул

Вот с этого места хотелось бы поговорить поподробнее. Нынешний киевский режим сформировался отнюдь не в ходе демократических процедур, а в результате кризиса, разрешением которого стал государственный переворот в феврале 2014 года, в ходе которого был свергнут законный украинский президент Виктор Янукович.

Янукович, действовавший в отношении оппозиции, развязавшей настоящую войну на улицах Киева, крайне нерешительно, 21 февраля 2014 года при посредничестве Евросоюза подписал с оппонентами Соглашение об урегулировании политического кризиса на Украине.

   
   

Оно предусматривало восстановление действия Конституции 2004 года, последующее проведение конституционной реформы и новых президентских выборов, сдачу незаконно захваченного оружия и т.д.

Янукович подписывал документ, опираясь на гарантии, данные представителями Франции, Польши и Германии. От имени ФРГ документ подписал тогдашний глава МИД Штайнмайер.

Однако уже через несколько часов оппозиционные радикалы, включая неонацистов, захватили правительственный квартал в Киеве. Янукович, оказавшийся под угрозой физического уничтожения, вынужден был бежать.

Жизнь без страха и угроз?

И как же отреагировал на случившееся глава МИД ФРГ, гарантировавший мирное разрешение конфликта? Никак. Он просто принял новую реальность.

Что демократичного в том, что населению Украины силой навязываются ценности, которых они не разделяют? Жители Крыма и Донбасса, защищая право на свое мнение, выступили против переворота в Киеве, действуя теми же самыми методами, на которые Запад закрыл глаза при свержении Януковича.

И что произошло дальше? Новый киевский режим, признанный, в том числе и Германией, бросил регулярную армию и формирования националистов на силовое подавление недовольных.

У западных политиков, в том числе господина Штайнмайера, очень плохое зрение и короткая память.

Рассуждая о праве украинцев на «жизнь без страха и угроз» они не вспоминают о том, что убийцы писателя и журналиста Олеся Бузины до сих пор не просто разгуливают на свободе, но и ведут активную общественную жизнь. Западные политики игнорируют публичное награждение представителей неонацистов непосредственно в Верховной Раде Украины, отказываются видеть чествования ветеранов украинской дивизии СС «Галичина», считают допустимым закон о «тотальной украинизации», поражающий в правах миллионы русскоязычных жителей Украины. Также Запад, по большому счету, ничего не имеет против закрытия оппозиционных телеканалов и преследования политиков, которых объявляют «пророссийскими».

«Формула Штайнмайера»: она есть, но ее нет

Но вернемся к кризису на Донбассе. На днях исполнилось 8 лет с момента подписания 12 февраля 2015 года лидерами России, Украины, Германии и Франции комплекса мер по урегулированию, который условно был назван «Минск-2».

Согласно достигнутым договоренностям, «отдельным районам Донецкой и Луганской областей» предоставлялся особый статус, который предусматривал:

— освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, участвовавших в конфликте;
— право на языковое самоопределение;
— участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов;
— государственную поддержку социально-экономического развития территорий;
— содействие центральных органов власти трансграничному сотрудничеству территорий с регионами Российской Федерации;
— создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка.

Для вступления в силу закона об особом статусе Донбасса, предусмотренного минскими соглашениями, в 2015 году глава МИД ФРГ Штайнмайер предложил следующую схему: предоставить особый статус отдельным районам Донецкой и Луганской областей на временной основе в день проведения местных выборов в Донбассе и на постоянной основе — после опубликования отчета ОБСЕ, который подтверждает легитимность результатов голосования. Такая схема получила название «формулы Штайнмайера». 

Еще четыре года потребовалось на согласование и утверждение «формулы» всеми сторонами конфликта. За это время сам господин Штайнмайер переехал из кресла главы МИД в кресло президента.

С момента согласования «формулы» прошло без малого два с половиной года. Украина взяла на себя обязательство закрепить данный механизм в своих законах, но не сделала этого. Якобы глава Украины Владимир Зеленский убоялся гнева националистов, не решившись исполнить взятые на себя обязательства.

Европейская безопасность за счет России?

Но проблема даже не в Зеленском и не в Украине, а в господине Штайнмайере, который ничего не сделал для того, чтобы принудить Киев к исполнению своих обязательств, данных, в том числе, Франции и Германии.

То есть история 2014 года, когда гарантии, данные Януковичу, были спущены в унитаз, повторяется.

Из чего следует, что слово Штайнмайера стоит немного.

Сегодня президент ФРГ снова выступает с требованиями к России, которые ничего, кроме грусти и недоумения, не вызывают.

Германия рассказывает о том, что хочет добрососедских и взаимовыгодных отношений с Россией, но ничего не хочет сделать для того, чтобы обеспечить безопасность и отсутствие угроз по периметру РФ. Наоборот, президент ФРГ хочет, чтобы Россия поступилась своими интересами ради «европейской безопасности».

Весьма интересный подход, вот только Россию он больше не устраивает.