В минувший понедельник вся Франция с интересом наблюдала за развернувшейся драмой из серии «Отцы и дети»: лидеры одной из мощнейших французских партий «Национальный фронт» отец и дочь Ле Пен разошлись в политических взглядах. Дочь Марин изгнала своего 86-летнего отца Жана-Мари из основанной им же партии, а тот в ответ отрёкся от своего чада.
«Национальный фронт» Жан-Мари Ле Пен основал ещё в 1972 году. Изначально его сторонники придерживались ультраправых националистических взглядов и являлись оппозицией правящим социалистам. В основе политической программы «Национального фронта» лежит ограничение миграции из неевропейских стран и максимальный уход от политики евроинтеграции. «Лепеновцы» отстаивают право коренных французов на защиту их культуры и традиционных ценностей на фоне принятого сегодня позиционирования Франции как мультиэтнического и мультикультурного государства. Руководствуясь именно этими пунктами своей программы, «фронт» изначально выступал против вступления Франции в Евросоюз, равно как и в любые другие международные объединения, которые способны поставить под угрозу суверенитет и интересы страны.
На протяжении нескольких десятилетий бессменным лидером партии был её основатель. Однако популярность «Национального фронта» значительно возросла после того, как в 2011 году своего отца на посту руководителя партии сменила Марин Ле Пен. По итогам недавних департаментских выборов во Франции ультраправая партия Ле Пен заняла третье место, значительно укрепив свои позиции в регионах страны. Кроме того, в 2014 году «Национальный фронт» смог получить 24 места в Европарламенте.
Жан-Мари Ле Пен за долгие годы своей политической карьеры принял участие в четырёх президентских гонках. На выборах в 2002 году он даже вышел во второй тур. Но стать главой государства так и не смог. А вот у его дочери, которая приняла политическую эстафету у своего родителя, шансов на сегодняшний день гораздо больше, считают эксперты. Как минимум она может побить рекорд своего отца.
Среди возможных кандидатов на президентский пост на предстоящих в 2017 году выборах сегодня называют действующего президента Франсуа Олланда, экс-президента Николя Саркози и Марин Ле Пен. Причём, согласно опросам, проведённым в августе 2014 года, лидерство удерживала как раз Ле Пен, оставив позади обоих конкурентов-мужчин.
Рейтинги действующего президента Франсуа Олланда опустились до исторического минимума. Саркози же до сих пор преследуют скандалы прошлого, ощутимо лишая его поддержки избирателей. Рейтинги Марин Ле Пен растут как раз на то количество процентных пунктов, которое теряет Саркози.
Марин Ле Пен придерживается, по большому счёту, политической программы своего отца, выступая за выход Франции из НАТО, за ослабление евроинтеграции, а также за углубление отношений с Россией. Ещё в 2011 году Марин Ле Пен высказалась с критикой «демонизации» России французскими СМИ, что, по её словам, происходит «с подачи» США. «Политикам, выступающим за углубление отношений с Россией, приходится непросто, и нужно немало мужества, чтобы отстаивать эту ставшую уже почти неполиткорректной позицию», — сказала она.
Несмотря на очевидные политические успехи своей дочери, Ле Пен-отец не только не проявляет естественной в данном случае родительской радости по этому поводу, но и открыто заявляет о том, что стыдится родства. Марин же, в свою очередь, неоднократно заявляла о том, что отец только вредит ей и «Нацфронту». И обвинения эти вполне обоснованны.
Очевидный для всех раскол в «Национальном фронте» начался в этом году. Ле Пен-старший взял моду раздавать интервью, которые вызывали поток негатива и осуждения как в адрес самого политика, так и его партии. В частности, большой резонанс в СМИ вызвала его защита коллаборационистской политики маршала Петена (главы профашистского «вишистского» правительства в годы Второй мировой войны), в которой, по мнению Ле Пена, не было ничего зазорного и страшного. Стоит напомнить, что для самих французов Петен является символом предательства, а его имя давно ассоциируется с созвучным непристойным словом (puten — «шлюха», фр.). В ответ на такие заявления отца Марин Ле Пен отстранила его от участия в региональных выборах.
Потом было заявление папы относительно нацистских газовых камер во время Второй мировой войны, которые, по мнению Жана-Мари Ле Пена, являются «не более чем деталью истории».
В апреле разгорелся финансовый скандал, когда СМИ написали о незадекларированном достаточно нескромном счёте на имя Жана-Мари Ле Пена в одном из швейцарских банков. По итогам расследования политику может быть предъявлено обвинение в уклонении от уплаты налогов.
И вот на днях, не смирившись с отстранением от руководства собственной партии, Ле Пен-старший попытался сорвать выступление дочери на митинге на площади Парижской оперы. Едва Марин Ле Пен успела поздороваться со сторонниками, как отец выскочил на сцену в вызывающе красном пальто и попытался общаться с собравшимися жестами, не давая начать говорить дочери.
В итоге она посчитала, что все последние высказывания и ребяческие выходки пожилого отца дискредитируют партию, и поспешила обезопасить репутацию «Национального фронта» от дальнейших попыток отца-основателя подорвать к ней доверие — ему пришлось сдать партбилет.
Отлучённый от своей же партии Жан-Мари Ле Пен, между тем, не планирует уходить в забвение и в возрасте 86 лет собирается продолжить политическую карьеру, но теперь уже сольную. Поддерживать дочь на предстоящих президентских выборах он, естественно, не намерен.