Осторожно, мины! Зачем натовских саперов зовут в Донбасс?

Донецкая область. © / Валерий Мельников / РИА Новости

Карт нет

Бесконтрольное минирование стало бичом Донбасса. С начала конфликта стороны часто минировали территорию без составления карт минных полей, что потом обернулось жертвами, в том числе и среди мирного населения. 

   
   

Только за прошлый год, по данным Минобороны Украины, зафиксировано 65 случаев подрывов военнослужащих, в результате которых погибли 25 человек, получили ранения 84, в том числе саперы. Жертв среди мирного населения, по официальной информации, еще больше — 31 погибший и 137 раненых только в 2018 году. Причем среди жертв и пострадавших немало детей.

«Украина заняла первое место в мире по количеству жертв от взрывов противотранспортных мин, опередив Афганистан и Сирию!!!, — негодует общественный деятель Максим Гольдарб. — С начала боевых действий в Донбассе жертвами мин и снарядов стали 1858 человек. Погибли 482 человека (из них 21 ребенок), а площадь заминированных территорий составляет около 7 тысяч кв. км, на которой сейчас проживают 1,5 млн человек. Подрывы на минах и неразорвавшихся боеприпасах были основной причиной жертв среди детей в 2017 году, составив около 2/3 от всех зарегистрированных случаев смерти и травм, из-за которых многие дети остались с инвалидностью на всю жизнь».

Теперь на Украине действует закон «О противоминной деятельности», который регламентирует работы по разминированию в Донбассе. Согласно новому закону, услуги по разминированию территорий на востоке страны будут оказываться через публичные закупки, а жизнь специалистов по разминированию — страховаться на 250 минимальных зарплат (порядка 1 млн грн). Как водится, под это дело разрастется бюрократический аппарат. На Украине должен появиться Центр противоминных операций, который, помимо прочего, будет контролировать качество работ. Именно этой структуре доверят проведение госзакупок для разминирования территорий, которое будут «осуществлять аккредитованные операторы». Кроме того, правительство создаст коллегиальный орган по вопросам противоминной деятельности, утвердит нацстандарты в этой области и перечень территорий, на которых необходимо провести разминирование. Как заниматься разминированием на территориях без карт минных полей, пока никто не понимает. 

Только после прекращения боев

«Из-за войны в Донбассе Украина находится в лидерах по количеству жертв от подрывов мин. Это, правда, данные за 2016 год. Но я не думаю, что ситуация как-то улучшилась, потому что полное разминирование возможно только после прекращения боевых действий, а они продолжаются», — уверен украинский военный обозреватель Денис Попович. Да, официально интенсивных боевых действий на востоке Украины нет, однако перестрелки не прекращаются. Например, зам. начальника Народной милиции ДНР Эдуард Басурин заявил, что за неделю украинские военные 105 раз нарушили перемирие (Киев в свою очередь регулярно предъявляет аналогичные претензии ДНР и ЛНР).

«25 января наблюдательный пост Народной милиции зафиксировал подрыв автомобиля ВСУ на минно-взрывном устройстве в районе населенного пункта Катериновка, — привел на брифинге свежий пример представитель Народной милиции ЛНР подполковник Андрей Марочко. — Вся ответственность за данный инцидент ложится на командование „ООС“ („операции объединенных сил“), которое на протяжении длительного времени не производило разминирование данного участка местности». Теперь, видимо, возьмут под козырёк и начнут разминировать хотя бы подконтрольную Киеву территорию. Или наоборот, ещё больше мин появится в Донбассе.

Проблема минирования в зоне конфликта неоднократно поднималась представителями ОБСЕ. Так, по утверждению бывшего заместителя главы Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ на Украине Александра Хуга, стороны противостояния не только не разминируют, но и, наоборот, закладывают ещё больше зарядов по всей линии соприкосновения.

   
   

Зачем «засеивают» новые поля?

Отдельный вопрос — кто будет заниматься разминированием? В Донбассе подозревают, что без специалистов НАТО здесь не обойдется. Андрей Марочко заявил, что инструкторы НАТО будут обучать украинских бойцов на организованных в Хмельницкой области курсах по минно-взрывному делу. «Заявив о нехватке военных специалистов, способных обучать украинских боевиков минно-взрывному делу, для руководства курсами Муженко (командующий военной операцией на востоке Украины — прим.ред.) нанял НАТОвских инструкторов, — сказал Марочко. Он подчеркнул, что это в очередной раз подтверждает, что так называемая „самая сильная армия Европы“ на самом деле не укомплектована должным образом. — В ходе карательных операций на Донбассе под командованием таких „великих полководцев“, как командующий воздушно-десантными войсками ВСУ генерал-лейтенант Михаил Забродский командующий так называемой „операции объединенных сил“ генерал-лейтенант Сергей Наев, погубивших в угоду своих собственных амбиций тысячи граждан Украины, так и не смогла воспитать своих военных специалистов, способных проводить минно-взрывные работы, а также обучать личный состав элементарным принципам разминирования местности».

Впрочем, в самопровозглашенных республиках признают: коль скоро устанавливали эти мины украинские саперы, то и убрать кое-что сами они все-таки смогут. Другой вопрос — с какой целью. «Украинские инженерно-саперные подразделения действительно могут разминировать определенные участки местности, но с целью подготовки к наступлению», — полагает Марочко. Он не исключил, что под видом разминирования ВС Украины могут, наоборот, и минировать некоторые территории у линии соприкосновения.

А из ДНР тем временем сообщают конкретные факты: ВСУ начали установку новых минных полей под Донецком. В этот раз работы ведутся на донецком направлении. Об этом 28 января сообщил начальник пресс-службы Управления Народной милиции ДНР Даниил Безсонов. «Нашей разведкой отмечается беспорядочная установка новых минных полей саперами 93-й бригады в районе населённого пункта Авдеевка», — рассказал он. По данным разведки республики, карты минных полей украинские силовики по-прежнему не составляют.

Кстати, руководитель гуманитарной программы международного антитеррористического единства Владимир Петраченков предполагает, что на разминирование Донбасса понадобится 15-20 лет и много денег. Он уверен, что бюджет Украины не способен полностью профинансировать эти работы без привлечения международных доноров.