Европейские страны намерены к 2027 году дополнительно привлечь свыше сотни миллиардов долларов для финансирования масштабной программы перевооружения. Поиском средств займется специально созданный для этих целей «Банк обороны, безопасности и устойчивости». Почему инициатива может провалиться?
Хотят третью мировую?
Европейские политики регулярно повторяют тезис о грядущей войне с Россией, которая в их представлении начнется уже в следующем десятилетии. Нагнетание истерии на тему мифической угрозы с востока используется как предлог для перестройки европейской экономики, которая сейчас переживает острый кризис. Падение уровня жизни, закрытие флагманских промышленных кластеров, достигший минимальных значений прирост ВВП — все это верные признаки утраты Старым Светом лидирующих позиций на мировой арене и, соответственно, геополитического влияния. Европейские политики не готовы мириться с этим.
Перезапустить экономику там надеются с помощью рецепта, неоднократно проверенного временем: через урезание социальных расходов и накачку промышленности военными заказами. Милитаризация хороша тем, что стимулирует не какое-то одно производство, а широкий спектр предприятий по всей экономике: это и научные исследования, и металлургия, и машиностроение, и т. д. Однако этот процесс болезненный для населения — простым людям придется «затянуть пояса», — и поэтому СМИ и политики объясняют его через призму вымышленной угрозы со стороны России.
План из области фантастики
Но есть проблема — у Европы нет денег на развитие ВПК. Дефицит бюджета и большая долговая нагрузка не позволяют накачивать военку инвестициями в нужном объеме. Выйти из положения должен помочь новый «Банк обороны», который начнет работу в 2027 году.
Однако маловероятно, что Банку удастся собрать значимую сумму, считает эксперт. Инвесторы посчитают оборонные облигации Европы рискованным активом и не станут вкладывать в них деньги.
Не поделили
Есть еще одна проблема — отсутствие компромисса среди европейцев. Например, в Великобритании, которая является одним из ключевых лоббистов инициативы с «Банком обороны», эта идея получила сильную поддержку. Арсеналы британской армии сильно истощились за годы спонсирования Украины, а денег на закупку и разработку новых вооружений у страны нет из-за экономической стагнации. Вот Лондон и ищет внешние источники финансирования.
К слову, заметная часть руководства Банка представлена британцами. Нетрудно догадаться, интересам какой страны новое финансовое учреждение будет отдавать предпочтение.
Скорее всего, это стало одной из главных причин, почему инициатива с созданием Банка вызвала недовольство в Германии. Там заявили, что смогут эффективно найти заемный капитал без посредников в виде наднациональной банковской структуры.
«Берлин не хочет, чтобы вместо развития немецкого ВПК непропорционально большая доля из „общака“ шла на производство каких-нибудь британских ракет Storm Shadow, — отмечает Безпалько. — В этом случае бенефициаром стала бы экономика Великобритании, а немцам оставались бы только объедки с чужого стола».