Россия и КНР заключили новую сделку на 2,5 триллиона рублей. РФ обязуется 12 лет поставлять в Китай зерно. О том, как это поможет регионам, сохраним ли мы дружбу с Поднебесной и где построят новые дороги, aif.ru рассказали эксперты.
Россия и КНР подписали крупный контакт на поставку зерновых, пишет ТАСС со ссылкой на лидера инициативы «Новый сухопутный зерновой коридор» Карена Овпесяна. Россия поставит в КНР 70 миллионов тонн зерновых, зернобобовых и масляничных грузов на 2,5 трлн рублей. Завозить культуры собираются по «Новому сухопутному зерновому коридору». Договор о его создании собираются подписать в конце ноября — начале декабря.
Возвращение в Поднебесную
В пресс-службе Россельхознадзора сообщил aif.ru, что в декабре 2015-го в Пекине установили фитосанитарные требования к кукурузе, рису, сое и рапсу из нескольких субъектов Дальневосточного и Сибирского федеральных округов. Требования к пшенице также составили, ее можно было привозить из Красноярского и Алтайского краев, а еще из Новосибирской и Омской областей. В 2018-м китайцы стали закупать пшеницу из Челябинской, Амурской и Курганской областей, а с 24-го февраля 2022-го — со всей России.
В ноябре 2017-го Россия официально получила право экспортировать в Китай гречиху, гречневую крупу, семена льна и подсолнечника, а также овес и овсяные хлопья. В 2019-м Китай разрешил поставлять жмыхи и шроты, а еще завозить сою со всей России без регистрации.
По данным ведомства, кроме яровой пшеницы, в 2022 году России разрешили завозить в Китай горох, а в мае этого года — пшено. До конца 2023 года могут начать экспорт кукурузы и риса. Еще аграрии договариваются о возможности поставить на китайский рынок ржаную муку, манную крупу, отруби, пищевой соевый шрот, бобы мунг, фасоль и светловичный жом с добавлением меломассы.
Дешевле всего китайцам было завозить пшеницу морем, поэтому они закупали ее в Канаде, Австралии и США, а российские поставки обеспечивали только 0,5% от нужд страны, рассказали эксперты. Одним из основных узлов для поставки пшеницы в Китай является Забайкальский зерновой терминал. Ожидается, что в ближайшее время российский экспорт через него повысится до восьми миллионов тонн, а позже и до 16.
Торговля растет
Тем временем товарооборот между Россией и Китаем продолжает расти. На форуме «Один пояс — один путь» 18 октября участники сообщили, что товарооборот двух стран к концу года достигнет 200 млрд долларов. «Сейчас только что вы упомянули о нашей планке, о нашей задаче — достичь 200 млрд товарооборота в текущем году, — сказал президент РФ Владимир Путин в разговоре с главой КНР Си Цзиньпином. — Если посмотреть год к году, — мы вчера вечером проанализировали, — от сегодняшнего дня год назад 200 млрд уже есть. А по календарному году эта планка тоже точно будет преодолена. Так что мы и в двустороннем плане двигаемся очень уверенно».
Недавно Россия стала экспортировать в Китай свинину. Еще РФ завозит рапсовое масло, мясо птицы, говядину, соевые бобы, овес, семя льна, мед, льняное масло, рыбу и морепродукты. Важной статьей экспорта РФ остаются энергоносители. Китай закупает нефть, трубопроводный газ, СПГ, уголь, мазут и древесину. Россия, в свою очередь, завозит из Китая бытовую электронику, автомобили, одежду, обувь и другие товары.
Жить станем лучше
Активное производство зерна наполнит областные бюджеты, а еще поможет пайщикам, которые получили свои участки в советское время. «Это налоги в региональные бюджеты, расширение сбыта, расширение закупок. И не только. У нас есть огромное количество сельских пайщиков, которые в результате земельной реформы 30 лет назад получили паи. Это люди уже немолодые. Они передают свои паи в управление сельхозпроизводителям, которые на них производят зерно и рассчитываются или урожаем, или деньгами. Люди будут лучше жить», — объяснил Александр Корбут.
Подъем стоит ждать не только в сельском хозяйстве. Александр Корбут уверен, что зерновая сделка поможет не только аграриям, но и металлургам с энергетиками. «Есть одна расхожая фраза: одно рабочее место в сельском хозяйстве, как, например, в полевом растениеводстве, обеспечивает порядка шести-семи рабочих мест в других отраслях: и производящих, и потребляющих, — говорит эксперт. — Чтобы перевезти зерно, нужны вагоны, для их строительства — металл. Чтобы его сделать, нужно добыть руду, нужно произвести электроэнергию, нужны заводы, которые будут технику. Если не будет первичного звена в виде зерна, остальные части цепочки будут не нужны».
Получим новый рынок
Другой важный шаг — развитие транспорта между двумя странами. «Это дает импульс и развитию транспортной логистики между Россией и Китаем: модернизация Транссиба и БАМа. Это привлечет китайские инвестиции в развитие логистических коридоров. Это даст и определенный импульс для развития коридора „Север — Юг“. Такая сделка должна быть выгодна для всех», — добавляет Никита Маслеников.
Сделка — это не только платежные решения и развитие транспорта, но и большая помощь регионам. Эксперт согласен с точкой зрения, что удачные продажи зерна помогут наполнить региональные бюджеты. «В бюджеты регионов попадет налог от прибыли, — подтверждает он. — Чем больше прибыль от производителей зерна, тем больше налога. Даже если ставка останется та же самая, а объемы вырастут, то денег от налогов все равно будет больше. Но это зависит от того, насколько прибыльно окажется само зернопроизводство».
Новые позиции
Эксперт считает, что сложившаяся ситуация полезна не только для России. Отправив зерно в Китай, мы накормим всю Азию. «Китаю зерно нужно не только для еды, — говорит собеседник. — В свете этой сделки Китай становится хорошим экспортером. Через Китай у нас появляется точка влияния зерном на азиатский рынок. Там зерно и мука — основа местной кухни, а значит, мы получаем очень хорошее поле для работы».
При этом Сергей Маркелов уверен, что Китай прочно внедрился в экономику всей Азии. «Нет ни одной страны на Дальнем Востоке, где бы не было глубокого внедрения в экономику китайской темы. Китай контролирует все. Как бы Сингапур не гордился своими айтишниками или Индонезия своими курортами, все равно Китай там находится на ключевых экономических позициях», — подытожил эксперт.