Нет союзников, есть интересы. Саудиты могут начать войну против Ирана

Американскому лидеру устроили достаточно холодный приём. © / Reuters

В эти дни прошёл прощальный визит американского президента Барака Обамы в Саудовскую Аравию. По мнению CNN, американскому лидеру устроили достаточно холодный приём. Выражалось это в нарушении по некоторым пунктам протокола официальных визитов, а первые лица государства достаточно сдержанно приветствовали Обаму, уделяя подчёркнуто больше внимания представителям других стран – участниц Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива.

В условиях усиливающегося (не без помощи США) Ирана «своя рубаха» стала ближе к телу.    
   

Что же происходит? Почему пошатнулись отношения между США и их главным давним союзником на Ближнем Востоке — Саудовской Аравией? Турецкое издание Turkiye gazetesi предполагает, что Вашингтон не захочет отдать влияние в регионе в чужие руки. США, с одной стороны, пытаются усиливать стратегическую борьбу в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где их противником выступает такая растущая сила, как Китай, с другой — стремятся не допустить, чтобы та или иная сила обосновалась и установила господство на Ближнем Востоке (перевод inosmi.ru). А между тем в регионе разгорается глобальный конфликт, который впоследствии может привести к полномасштабной войне.

Павел Святенков, политолог (Россия):

США недовольны активностью Саудовской Аравии и поощрением радикального исламизма, потому что очевидно, что практически весь радикальный исламизм в мире — это продукт деятельности саудовской монархии. Соответственно, США в последние годы пытаются поднять роль Ирана: отсюда соглашение между Вашингтоном и Тегераном, отсюда снятие санкций.

Это ведёт к тому, что Исламская Республика Иран попытается вернуть себе в регионе ту роль, которую он играл при шахе, то есть до 1979 года, а это была роль регионального лидера. Это, естественно, приведёт к уменьшению влияния Саудовской Аравии: подъём нынешнего Ирана значительно опаснее для СА, чем влияние Ирана шахского, потому что слишком разная идеология. Напомню, что, хотя Иран и является теократическим государством, это исламская республика, то есть государственный строй основан всё-таки на выборах. А СА является абсолютной монархией, а это государственный строй, сомнительный не только с точки зрения современного мира, но и с точки зрения Корана и ислама как религии.

Соответственно, на конфликт Ирана и СА как государств накладывается конфликт ИРИ с теократической ваххабитской монархией, каковой является Саудовская Аравия, и накладывается традиционный многовековой конфликт двух ветвей ислама — шиизма и суннизма. А это дополнительный фактор. Естественно, СА этим крайне недовольна, как недовольна она и тем, что США пытаются найти альтернативу их нефти. Всё это и вызывает большое недовольство саудитов.

В дальнейшем же многое будет зависеть от того, какую политику поведёт новая американская администрация. Если придёт условный Трамп, то у Саудовской Аравии будут неприятности. Хиллари Клинтон же в бытность госсекретарём была «просаудовским» политиком и помогала СА в организации прошедших революций в арабском мире. Но будет ли настроена новая администрация Клинтон на это и на новый союз с Саудовской Аравией — покажет будущее. Пока же ощущение, что США крайне недовольны СА и готовы проводить политику её сдерживания. Пока США ставят на ослабление СА путём противопоставления её Ирану.    
   

СА при этом по-прежнему остаётся союзником США. Другое дело, что они не хотели бы, чтобы этот союзник диктовал им условия: это младший союзник, вассал, который должен выполнять их условия, а не диктовать их. А СА в последние годы в этом смысле «охамела». Что и вызвало такое отношение к ней.

Профессор социологии и международных отношений Института гуманитарных наук и культурологии Сайед Джавад Мири Мейнах (Тегеран, Иран):

Отношения вряд ли резко изменятся. Потому что Саудовская Аравия — самый надёжный союзник США в странах Персидского залива. Укрепляя связи с саудитами, США будет проще сдерживать иранское влияние и противостоять росту влияния Китая на побережье Индийского океана и Аравийского моря через Пакистан.

Конечно, есть напряжённость в отношениях между двумя странами, но они имеют и общие стратегические цели, например, сохранение позиции Израиля в среде исламских стран и уничтожение шиитского альянса во главе с Ираном в регионе. Так что, на мой взгляд, менее чем через 4 года у нас будет большая война, возглавляемая Саудовской Аравией и Израилем, против Ирана.

Саудовская Аравия пытается «отрезать ноги» Ирану в Ливане, что будет «зелёным светом» для Израиля, который считает Голанские высоты своими. Это означает, что Израиль и Саудовская Аравия имеют общий стратегический план: добить группы исламского сопротивления в Палестине, Ливане, Йемене и перекроить карту Ближнего Востока.

В этой новой карте нет места для Ирака, Сирии, Йемена, Ливана и, в конечном счёте, Ирана.

Но какое место в этой стратегии отведено Турции? Это важный вопрос, потому что, согласно израильскому плану, должна появиться страна под названием Курдистан, что неприемлемо для Анкары и может навредить интересам НАТО в регионе. Из этого следует закономерное усиление России, что в корне противоречит американским интересам.

Именно поэтому новые президентские выборы в США имеют большое значение. Такой неопытный президент, как Дональд Трамп, может создать угрозу для внешней политики США. Вот почему некоторые республиканцы обеспокоены этим и предпочитают Хиллари Клинтон.

Но новая война неизбежна. В этом свете для Ирана важно провести серьёзные внутренние реформы в ближайшие 2 года.