В издании Financial Times (с главным офисом в Лондоне) не стали скрывать эмоций, подсчитав, сколько стран изъявили желание присоединиться к БРИКС. Оказалось — 19. Креативщикам придется сильно поднапрячься, чтобы каким-то чудным образом втиснуть столько первых букв названий этих государств в аббревиатуру стремительно набирающей геополитический вес международной организации.
В этом «что-то» есть
В сентябре 2006 года в Нью-Йорке я спросил главу МИД РФ Сергея Лавров, для чего решили встретиться «на полях» сессии Генеральной ассамблеи ООН министры иностранных дел России, Китая и Бразилии, а еще и министра обороны Индии позвали. В ответ он мне рассказал, как до этого в аналогичном или близком к аналогичному формату министры уже общались неоднократно. И в один момент поняли, что в этом «что-то» есть. Затем постепенно пришло осознание перспективности более тесного сотрудничества «четверки» с буквально космическим экономическим потенциалом.
По инициативе России 16 мая 2008 в Екатеринбурге впервые прошла полноценная встреча глав МИД Бразилии, России, Индии и Китая. Тогда-то и появилась аббревиатура БРИК. Первый саммит этого новоиспеченного неформального объединения состоялся в июне 2009 года.
Интригующее предложение
А в следующем году в БРИК вступила Южно-Африканская республика. Консенсус стран-членов на этот счет был зафиксирован 21 сентября 2010 года опять же в Нью-Йорке на встрече глав МИД БРИК «на полях» очередной сессии Генеральной ассамблеи ООН.
Тогда я поинтересовался у Лаврова, как теперь будет называться новая организация. По словам российского министра, было много разных предложений. Одно из них казалось очень интригующим — БРЮКИ. Рассказывал мне все это Лавров с улыбкой на лице. И ведь действительно — нетрудно было себе представить, как новую аббревиатуру стали бы обыгрывать в своих заголовках журналисты по всему миру, если бы она прижилась. «Снимали» или «надевали» бы БРЮКИ регулярно и очень охотно.
Но в итоге выбрали другое, куда менее вызывающее название — БРИКС. И вот теперь, похоже, креативщикам опять придется ломать голову.
Больше не смогут управлять миром
По подсчетам обозревателя Financial Times Мартина Вольфа, еще 19 стран готовы присоединиться к БРИКС. «Время однополярности под США и экономическое доминирование G7 ушли в историю... Да, “Большая семерка” должна защищать свои ценности и интересы. Но она больше не сможет управлять миром, даже несмотря на то, что его судьба все еще будет зависеть от ее членов», — считает Вольф.
По его мнению, БРИКС находится на пути к тому, чтобы стать значимой всемирной группой. «Очевидно, что ее членов объединяет желание не зависеть от прихотей США и их ближайших союзников, которые доминировали в мире на протяжении последних двух столетий», — резюмировал обозреватель Financial Times.
Друзья соберутся в Кейптауне
Нет сомнений, что на следующей неделе из ЮАР будут приходить новости относительно прогнозируемого расширения БРИКС. «Министр иностранных дел и сотрудничества Наледи Пандор примет встречу министров иностранных дел БРИКС 1 июня 2023 года в Кейптауне. Промежуточная встреча предоставляет возможность для министров иностранных дел БРИКС поразмышлять о региональных и глобальных изменениях событий», — сообщили 18 мая в МИД ЮАР. А на 2 июня запланирована конференция «Друзей БРИКС», на которую приглашены главы МИД 15 стран Африки и южных государств.
Постараюсь в Кейптауне узнать у Сергея Лаврова, какие теперь варианты нового названия ему предлагают.