Дональд Трамп объявил полную блокаду подсанкционных танкеров, вывозящих венесуэльскую нефть. Она будет продолжаться «до тех пор, пока они не вернут в США всю нефть, землю и другие активы, которые они ранее украли у нас».
О чём говорит Трамп
По данным ОПЕК, Венесуэла обладает крупнейшими разведанными запасами нефти в мире. Именно это и вызывает у США давний и неподдельный интерес к этой стране. Первое месторождение там обнаружили в начале XX века, а уже к началу 30-х годов 98 % добычи нефти в Венесуэле контролировали три зарубежные компании — одна британо-голландская и две американских. Удивительно, но такой расклад местным сильно не нравился, и в 1976 году Карлос Андрес Перес официально национализировал всю нефтяную промышленность.
Компания Petroleos de Venezuela (PDVSA) получала контрольные пакеты всех нефтедобывающих предприятий, и больше всего от этого пострадали американские компании, вложившие на тот момент в свои проекты около пяти миллиардов долларов.
В 90-х, когда экономика Венесуэлы переживала непростые времена, которые с тех пор всё никак не прекратятся, американские нефтяные концерны решили вернуться.
Главным образом они сосредоточились на деятельности в нефтяном поясе реки Ориноко. Власти считали эти месторождения малоперспективными, и американцы, британцы, французы, норвежцы сумели довести добычу до весьма серьёзных 600 тысяч баррелей в день.
В 1998 году президентом стал Уго Чавес, а девять лет спустя он решил национализировать «нефтянку» по второму кругу. Все иностранные компании должны были передать PDVSA не менее 60 % акций своих местных предприятий: «отдавайте или уходите».
Концерны подали в суды, некоторым удалось получить от Каракаса денежные компенсации, но по всем остальным делам продолжают тянуться судебные тяжбы.
Трамп грозит за это всякими карами Каракасу ещё со своего первого президентского срока. В 2017 и 2019 годах он вводил жёсткие санкции против Венесуэлы. В частности, в январе 2019 года он ввёл жёсткие ограничения против PDVSA, запрещающие получать платежи за экспорт нефти в США. Экономика Венесуэлы потеряла около 11 миллиардов долларов, но и американский бизнес потерпел значительные убытки. Chevron, SLB, Halliburton, Baker Hughes и Weatherford продолжали работу в Венесуэле, несмотря на давление местных властей. В итоге концернам удалось выбить из Вашингтона «скидку»: им разрешили возить венесуэльскую нефть по всему миру, за исключением США, пока в Белый дом не вернулся Трамп.
Сразу после возвращения в Овальный кабинет он начал вторую серию своей атаки на Каракас. В ход снова пошли санкции, затем — ракетные удары по якобы наркоторговцам, а теперь дело дошло и до блокады. Каракас в ответ устами вице-президента Дельси Родригес обвинил Трампа в нарушении международного права, свободы торговли и судоходства.
Цель Трампа в Пекине
По данным за август, Венесуэла экспортировала около миллиона баррелей, 85 % из которых покупал Китай, и Поднебесная — вторая цель, по которой хочет ударить Трамп.
Что будет с ценами
По словам эксперта, блокада Венесуэлы отразится на мировых ценах на нефть лишь в краткосрочной перспективе. В относительных числах Каракас добывает немного, и восполнить возникший дефицит будет сложно. «Это будет скорее некой компенсацией существенного роста добычи странами ОПЕК+, который был в 2015 году. Но тем не менее цены могут дойти до 60-70 долларов за баррель из-за этой истории. Но важный момент в том, что рынок всячески будет сдерживать рост цен. Все понимают, зачем это делается: чтобы усугубить ситуацию в Венесуэле, чтобы там сменилась власть и вместо Мадуро пришёл какой-то прозападный политик, и тогда Соединённые Штаты выдадут генеральные лицензии, заморозят санкции, и можно будет много там добывать и много оттуда экспортировать. То есть здесь рынок все равно будет закладывать в этот сценарий, что все это делается для того, чтобы увеличить добычу. Поэтому мы видим такую неоднозначную реакцию рынка, замедленную и осторожную реакцию», — рассказал Юшков.