Украинский журналист и депутат Верховной рады Мустафа Найем, с поста которого в социальной сети начался «Евромайдан», заявил, что последние решения властей Украины о транспортной блокаде Донбасса приведут к окончательной утрате региона.
«Сначала они называют блокадников рукой Кремля, потом принимают решение разогнать ее силой, бросают в политические жернова полицию и силовые структуры, а затем — когда ситуация приобретает очертания маразма — решают, что вообще-то блокада — это хорошо, но только если по решению СНБО, — написал Найем на своей странице в Facebook, — Скажите, мне одному кажется, что мы нашару наелись г..на?!» (здесь и далее орфография и пунктуация автора сохранены)
«Приостановка торговли с ОРДЛО (так в Киеве называют ДНР и ЛНР — прим. АиФ.ru) технически и фактически это начало полной потери оккупированных территорий. Вслед за поставками руды из российских ГОКов и восстановлением производства на конфискованных предприятиях начнётся обустройство жизни рабочих, их семей и сопутствующей инфраструктуры, — полагает Найем, — Системный бизнес будет считать риски иначе чем Кремль — не ситуативно и „лишь бы похуже“, а с долгосрочным планированием. Для Усманова, в отличие от Суркова, это уже не просто территория, а актив, о котором нужно заботиться, потому что он приносит прибыль».
Порошенко признал вред блокады. И узаконил её
15 марта Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение прекратить перемещение грузов через линию разграничения в Донбассе. Инициатором его стал президент Украины Пётр Порошенко. «Предлагаю СНБО принять решение о временной полной остановке транспортного, и не только железнодорожного, сообщения с оккупированной территорией. Оно будет действовать до тех пор, пока оккупанты не вернут под юрисдикцию Украины украденные украинские предприятия», — цитирует Порошенко украинский портал «Корреспондент.net».
Исключением, по словам главы государства, должны стать лишь гуманитарные грузы.
Блокада Донбасса силами украинских радикалов продолжается с января 2017 года. Ответом на неё стало решение властей ДНР и ЛНР о взятии под свой контроль предприятий, остававшихся под юрисдикцией Украины.
Официальный Киев неоднократно заявлял, что блокада Донбасса вредит экономике Украины. Так, 3 марта в эфире телеканала «Интер» премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что потери горно-металлургического комплекса Украины от блокады железной дороги на линии разграничения составят 3,5 млрд долларов валютной выручки. Из-за блокады власти Украины вынуждены были ввести режим чрезвычайных мер в энергетике.
Президент Порошенко на заседании СНБО также заявил, что блокада, устроенная радикалами, наносит вред.
«Негативный эффект блокады для всей Украины абсолютно очевиден, но кардинально повлиять на оккупантов она не способна. Через сотни не контролируемых Украиной километров российско-украинской границы они легко могут получить всё, что им нужно — из Российской Федерации. И точно так же продать туда всё, что им надо. Пробные эшелоны с украинским углём с оккупированных территорий уже пошли в РФ, — говорится в тексте выступления, размещённом на официальном сайте президента Украины, — Устроители блокады не способствовали восстановлению территориальной целостности Украины, а, наоборот, еще больше усложнили эту задачу. Она стала ещё дороже, ещё труднее, ещё опаснее».
«То, что действия наших блокадников влетят Украине в копеечку, очевидно. В какую именно, покажет калькуляция. И эти счета мы выставим не только самопровозглашённым республиканцам, но и „Самопомощи“, „Батькивщине“ и другим зачинщикам и промоутерам блокады», — заявил Порошенко.
И после этих слов о вреде блокады Донбасса последовало предложение об установлении блокады на уровне СНБО.
Берлин обеспокоен, Донецку всё равно
Глава ДНР Александр Захарченко, комментируя решение СНБО, заявил: «Решение Порошенко и СНБО — это внутренняя история бывшей Украины. Точнее, это факт внутренней борьбы за власть в Киеве, которую Порошенко, похоже, проигрывает. К нам это уже не имеет никакого отношения».
«С 1 марта в ответ на блокаду с украинской стороны мы ввели ответные меры. И это не только внешнее управление на тех наших предприятиях, которые оставались до последнего времени в украинской юрисдикции. Мы также ввели запрет на вывоз на территорию бывшей Украины нашей продукции и нашего сырья. Эту блокаду с нашей стороны мы не отменяли. И не собираемся, пока Киев не выполнит свои обязательства по Минским соглашениям. И прежде всего политическую часть. Поэтому Киев на своей стороне линии разграничения может делать, что хочет: вводить блокаду, снимать. Нам всё равно. Мы свою позицию не меняем», — цитирует Захарченко «Донецкое агентство новостей».
Полпред России в контактной группе по Украине Борис Грызлов сказал: «Оглашённое сегодня в ходе заседания Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) решение о якобы „временной“, а, по сути, о полной автомобильной и железнодорожной блокаде Донбасса — шаг, прямо противоречащий Минским соглашениям».
«Киев цинично легализовал блокаду в день заседания контактной группы», — приводит слова Грызлова ТАСС.
Выразил обеспокоенность по поводу решения Киева и официальный Берлин. По словам официального представителя МИД ФРГ Мартина Шефера, которые приводит ТАСС, действия киевских властей усиливают тенденцию к отделению региона.
СНБО в течение суток подготовит «выстрел себе в ногу»
На том же заседании СНБО было принято решение о подготовке санкционных мер против украинских «дочек» российских банков на Украине.
«Национальному банку Украины, Службе безопасности Украины поручено проанализировать деятельность банковских учреждений Украины, в капитале которых есть доля государственных банков России, и в течение суток внести соответствующие предложения, в частности, относительно введения против них санкций», — приводит агентство «Интерфакс» слова секретаря СНБО Александра Турчинова.
Ранее офисы российских банков на Украине подверглись атакам радикалов. Поводом к этому стало решение российского Сбербанка начать обслуживание клиентов по паспортам ДНР и ЛНР в связи с распоряжением президента Путина о признании документов республик.
В комментарии МИД России, опубликованном на сайте ведомства 14 марта, говорится: «Найден очередной „страшный враг“, от которого, мол, происходят все беды на Украине — это банки с российским капиталом, давно и успешно работающие в стране на благо её же экономики, финансовой системы и в интересах многочисленных украинских вкладчиков. И опять хулиганствующие „активисты“ при фактическом попустительстве правоохранительных органов блокируют работу отделений банков, создают препятствия для их нормального функционирования. Более того, некоторые члены нынешнего кабинета министров прямо подстрекают радикалов к противоправным действиям.
Риторический вопрос — а кому, собственно, мешают успешно работающие банки, являющиеся украинскими юридическими лицами, зарегистрированными в полном соответствии с украинским законодательством, имеющие весомую долю в национальной банковской системе? Не будет ли создание проблем для этих банков „выстрелом себе в ногу“ нынешней украинской власти? И способна ли или готова ли она справиться с этим очередным вопиющим правовым беспределом?»
Решения СНБО от 15 марта свидетельствуют: официальный Киев вместо борьбы с правовым беспределом предпочёл его возглавить.
Поэтому трудно не согласиться с «крёстным отцом „Евромайдана“»: Украина делает всё, чтобы окончательно потерять Донбасс. Возможно, и не только его.