В Индии вот-вот стартуют парламентские выборы — самое продолжительное в мире голосование, в котором примет участие почти миллиард человек. В схватке за власть сошлись консерваторы-националисты во главе с премьер-министром Нарендрой Моди из правящей «Бхаратия Джаната парти» (БДП) со старейшей индийской партией «Индийский национальный конгресс» (ИНК).
Пока опросы отдают победу Моди. Но кампания уже стала очень жесткой — один из лидеров оппозиционного альянса был арестован прямо перед выборами за мошенничество. Индийское правительство решительно пресекает попытки вмешательства во внутренние дела Индии западных стран. А результаты выборов могут очень серьезно отразиться на всем мире, в том числе и на России.
Непростой человек
То, что предстоящие выборы в парламент Индии будут жаркими, стало ясно 21 марта. В этот день индийская полиция нагрянула домой к лидеру «Партии простого человека» Арвинду Кеджривалу. Вся территория вокруг его жилища было оцеплена спецназом. В доме провели обыск, изъяли телефоны и некоторую технику, а также задержали самого оппозиционера. По решению суда он был отправлен в следственный изолятор, несмотря на бурные протесты сторонников. Его обвиняют в создании схемы незаконной торговли алкогольной продукцией и получении откатов.
Кеджривал — не просто оппозиционный политик, но и главный министр национальной столичной территории Дели. Его партия практически полностью контролирует парламент 26-миллионной столицы, в котором в 2015 году триумфально заняла 67 из 70 мест, победив правящую БДП. Кроме того, «Партия простого человека» занимает одно из ведущих мест в оппозиционной коалиции I.N.D.I.A, которую возглавляет ИНК.
Между тем, выборы — уже совсем близко. Они начнутся 19 апреля и растянутся почти на полтора месяца — до 2 июня. Противники на выборах уже обвиняют друг друга в махинациях. В то время как в БДП называют задержание Кеджривала «победой над коррупцией» и призывают его уйти в отставку, лидер «Индийского национального конгресса» Рахул Ганди обвиняет Моди в разрушении институтов индийской демократии, а другие важные региональные политики угрожают властям «народным гневом».
Тактика Моди
Неспокойные выборы — это в целом визитная карточка Индии. Прошлые, например, проходили в обстановке военной эскалации с Пакистаном.
В индийском Пулваме произошел теракт, жертвами которого стали более полусотни человек. В Индии обвинили в нем боевиков-исламистов, тренировочные лагеря которых размещались в соседнем Пакистане. От властей требовали решительных мер, и Моди пошел на них. По его приказу индийские ВВС отбомбились по лагерям на пакистанской территории. Правда, пакистанцы объявили, что индийские пилоты промахнулись, а в подтверждение предоставили фото и видео с места ударов. Более того, на следующий день пакистанские ВВС предприняли ответный рейд. А когда индийские самолеты вылетели на перехват, пакистанцы сумели сбить один из индийских самолетов и даже взять в плен индийского пилота Абхинандана Вартхамана.
Для любого политика такой провал прямо перед выборами мог привести к самым тяжелым последствиям. Но не для Нарендры Моди. Он сумел обернуть ситуацию себе на пользу. Тот, кто владеет СМИ в современном мире, владеет и ситуацией. Было объявлено, что отважный Вартхаман перед тем как покинуть кабину своего самолета, смог сбить более новый пакистанский истребитель. Что удар по лагерю боевиков достиг цели, а все фото и видео доказательства пакистанцы подделали. Что Моди как отец нации вызволяет отважного Вартхамана из плена. Критиковать премьера в этой ситуации — означало потакать врагам, поэтому оппозиция была вынуждена промолчать. В итоге Моди даже улучшил результаты, несмотря на то, что ему предрекали поражение.
Сейчас политик идет уже на третий пятилетний срок. Одна из главных его задач — это повышение глобальной роли Индии в мире. Неслучайно одним из важнейших предвыборных мероприятий Моди стала церемония закладки первого камня трех заводов по производству полупроводников.
«Лишь немногие страны производят полупроводники. Недалек тот день, когда Индия станет мировой державой в этой области. XXI век — это век технологий, и его невозможно представить без электронных чипов», — заявил индийский премьер на церемонии.
Индия при Моди мыслит глобально. Она хочет не просто стать мировой супердержавой — она хочет стать первой среди них. И здесь ей в помощь идет экономический рост. По оценкам Bloomberg, уже в 2028 году страна может стать первой в мире по темпам роста ВВП, достигнув показателя в 9%.
Подводные камни индийского чуда
Критики Моди, однако, считают, что в том, что индийская экономика быстро растет, мало его заслуг. Мол, виновата во всем международная обстановка, а именно начавшаяся вражда между США и Китаем.
Раньше мировой фабрикой была Поднебесная, где западные компании строили фабрики и заводы и производили любую продукцию, пользуясь дешевизной труда. Однако сейчас ситуация начинает стремительно меняться. Вслед за охлаждением отношений между Вашингтоном и Пекином, западные компании начали думать о том, чтобы перенести свое производство в другие страны, над которыми не висит Дамоклов меч возможных американских санкций. Такую страну они нашли в лице Индии.
Переносить туда свое производство начали многие крупные корпорации. Однако этот процесс происходит пока не очень гладко. Вот что рассказывают американским СМИ бывшие сотрудники Apple: если недорогие iPhone Apple производит в Индии ещё с 2017 года, то более новые модели индийским рабочим не удаются. Например, только половина произведённых компонентов на заводе в промышленном городке Хосур в Индии достаточно хорошего качества, чтобы отправиться на сборку iPhone.
На низкую относительно Китая производительность влияет разница менталитетов. Например, китайские поставщики решали за один день задачи, на выполнение которых в Apple несколько недель — все для того, чтобы получить контракт. В Индии же «у людей просто нет ощущения срочности», рассказал Financial Times один из бывших сотрудников Apple.
США влезают во внутренние дела Индии
Однако качество — дело поправимое. Учитывая, что политики в США только ужесточают свою риторику в адрес Пекина, который уже официально назван главным противником Штатов на международной арене, особых вариантов у западных компаний нет. Разве что они готовы платить огромные зарплаты рабочим из своих родных стран, к чему их призывают некоторые западные политики во главе с Дональдом Трампом.
Некоторые разногласия с Западом видны уже сейчас. Например, на Западе всячески выражали обеспокоенность задержанием Арвинда Кеджривала. Любопытно, что он известен на родине тесными контактами с международными НКО, финансируемыми западными правительствами. Поэтому когда он был задержан, Госдеп призвал Нью-Дели обеспечить «справедливый и прозрачный процесс».
Реакция индийских властей была очень жесткой. Представителям американской стороны было заявлено о недопустимости вмешательства во внутренние индийские дела. А когда комментарий о задержании дали в ООН, глава МИД Индии Субраманиям Джайшанкар заявил, что ему «не нужна ООН, чтобы говорить мне, что наши выборы должны быть свободными и справедливыми». «У меня есть народ Индии. Он позаботится о том, чтобы выборы были свободными и честными», — заявил дипломат.
А что с Россией?
Еще одна линия давления Запада на Нью-Дели — это сотрудничество Индии с Россией. А оно стремительно развивается. В 2023 году товарооборот вырос почти в 2 раза — до 65 миллиардов долларов. Россия стремительно ворвалась в пятерку крупнейших партнеров Индии (после США, Китая, ОАЭ и Саудовской Аравии).
И в Индии считают, что это сотрудничество не будет разорвано угрозами западных санкций. «Запад начал давить на Индию с самого начала СВО, потому что Индия заняла нейтральную позицию. Мы не осуждаем, по крайней мере публично, хотя мы и не согласны с ней. И мы продолжаем очень интенсивные экономические связи с Россией, — заявил aif.ru Нандан Унникришнан. — Западу это, естественно, не нравится. Но Индия исходит из того, что растущие связи с Россией в данный момент отвечают индийским экономическим интересам».
В пример он приводит торговлю нефтью. «Мы покупаем эту нефть, потому что она приходит к нам по очень подходящей цене. Если бы кто-то предложил нам нефть дешевле, чем Россия предлагает, и доставлял ее в нашу страну дешевле, мы бы покупали у них. Но этого не происходит. Никто дешевле не даст, поэтому мы покупаем у России», — объясняет эксперт.
При этом западные страны лицемерят, когда призывают индийцев отказаться от закупок российской нефти. «Ту нефть, которую мы получаем у России, мы перерабатываем, и затем ее по низким ценам покупает Запад, — говорит Унникришнан. — Сами западные страны извлекают из этого пользу, потому что иначе им бы пришлось покупать нефтепродукты у, скажем, Саудовской Аравии или кого-либо ещё, и они бы платили больше. Т. е. они получают у нас бензин и дизель, произведенные из российской нефти, по низким ценам, но при этом призывают нас публично отречься от России. Понятно, что в ближайшем будущем мы на это не пойдем».