«Мёртвая петля» ВСУ. Украина осталась без пилотов и самолётов

Faisal Akram / Wikimedia commons

Командующий воздушных сил Украины бригадный генерал Сергей Голубцов признал, что в стране не осталось опытных военных лётчиков. И даже если поступят долгожданные истребители F-16, летать на них особо будет некому. Эти данные он озвучил в интервью британской Times, где с одной стороны была констатация реальных фактов, а с другой — всё-таки очередное напоминание Западу «о необходимости поставок боевых самолётов».

   
   

Лётчики перевелись ещё до СВО

По словам украинского генерала Голубцова, воздушные силы теряют своих лучших пилотов в ожидании F-16. При этом он утверждает, что переучивание украинских лётчиков на самолёты западного производства не займёт много времени. В качестве примера говорит о двух своих подчиненных, которые недавно вернулись из США, где обучались на... тренажерах и, по словам Голубцова, освоили пилотирование и применение вооружений истребителя F-16. Следовательно, по логике авиационного генерала, и остальные летчики легко освоят иностранные образцы воздушных машин.

В чем прав военачальник, так это в том, что воздушные силы Украины на сегодняшний момент не располагают достаточным количеством боевых летчиков. Причем потеряли их ВВС Украины ещё до начала российской специальной военной операции. Как сообщал журнал Forbes в начале февраля прошлого года, ещё до начала СВО контракты с ВСУ за два-три года разорвали около 140 человек из числа лётного состава — пилотов и штурманов. В качестве примера приводились и увольнения пяти лётчиков-истребителей, которые после пяти лет подали рапорта об отставке, а это, на минуточку, половина выпуска Харьковского авиационного университета ВВС Украины 2016 года. Да, это учебное заведение продолжает подготовку лётчиков, по десять-пятнадцать человек в год, но они не способны закрыть нехватку пилотов в строевых авиационных полках.

«Одна из причин снижения качества украинских ВВС заключалась в недостаточном количестве подготовленных пилотов, лётчиков первого класса, лётчиков-снайперов, — рассказал aif.ru военный лётчик, полковник запаса Владимир Таланов. — Учебный процесс из-за этого страдает, мастерство не оттачивается. Что говорить, если ещё в 2002 году была расформирована единственная пилотажная группа “Украинские соколы”, успевшая себя прекрасно зарекомендовать на различных авиашоу. А ведь это не только “показуха” в небе, “пилотажники” потом учат молодёжь в строевых авиационных частях. Сказалось сейчас и отсутствие опыта у пилотов, которые не научены ведению воздушного боя. И распиаренный на Украине некий лётчик-ас, которого назвали “Призрак Киева”, который якобы сбил “десятки” российских самолётов, в итоге оказался выдуманным фейком».

Интересный факт — ВСУ объявили об очередном наборе для обучения в Харьковском национальном университете военно-воздушных сил Украины имени Ивана Кожедуба (о том, что этот лётчик-ас является трижды Героем Советского Союза, в нынешней Украине стараются не вспоминать). Приглашают будущих лётчиков? Нет. Предлагается обучение эксплуатации зенитных ракетных комплексов IRIS-T SLM, NASAMS, Patriot, SAMP/Т. И кто будет управлять американскими F-16 или теми остатками боевых истребителей, которые ещё в единичном виде остались на Украине?

За одного сбитого двух не сбитых дают

Истребители F-16 Украине пока не дадут. По крайней мере об этом заявил президент США Джо Байден, сказав, что «такие поставки не имеют смысла в контексте текущего конфликта». Вполне логично и практично с точки зрения американского бизнеса. Истребитель — не автомат, пушка или даже танк Abrams, которые теоретически можно достаточно быстро освоить. Поставки F-16, пусть даже в ограниченном количестве, повлекут за собой целый дополнительный пакет.

   
   

Это и сама техническая и ремонтная база, запчасти, вооружения опять же. Да и систему оборудования аэродромов придется переделывать под стандарты НАТО, а это процесс не менее длительный, чем обучение пилотов. Польша, которая начала получать американские многоцелевые истребители F-16С с 2006 года (36 боевых и 12 учебных), потратила на подобные процедуры до трех лет. И Киев, даже если получит западные самолёты, использовать их будет не в состоянии даже чисто по техническим причинам. И поднятый в небо F-16 без соответствующей поддержки станет даже более легкой добычей для российских истребителей ВКС, чем нынешние украинские МиГ-29, Су-27 или штурмовики Су-25.

С начала СВО российскими ракетными ударами по аэродромам и авиацией ВКС в воздухе было уничтожено 402 самолёта воздушных сил Украины. Откуда их столько набралось?

На начало февраля 2022 года боевая авиация Украины насчитывала 238 летательных аппаратов. Они входили в состав 6-ти бригад тактической авиации, 39-й отдельной эскадрильи, 203-й учебной бригады тактической авиации и 383-го полка БПЛА. На вооружении находились самолеты МиГ-29, Су-27, Су-24, Су-25, Л-39.

Существовали также три бригады транспортной авиации. Фронтовая авиация (вертолеты) была представлена 4 бригадами и базой хранения. В двух из бригад числилось по 8-10 вертолетов — многие были сбиты ополченцами еще в начале конфликта на Донбассе, после чего их применение резко ограничили. Восполнить парк вертолетов не получалось даже при наличии запорожского предприятия «Мотор-Сич», выпускающего двигатели для винтокрылых машин.

Здесь нужно принять во внимание тот факт, что в составе ВСУ были заявлены только действующие самолёты, но не учитывались те, которые находились на хранении. В состав ВВС Украины после 1991 года было передано три воздушных армии, которые включали в себя 1 100 боевых самолётов. Из них 220 единиц МиГ-29, 40 истребителей Су-27, 150 фронтовых бомбардировщиков Су-24. Не все из них были «на ходу», но в ходе СВО украинские авиазаводы, в первую очередь Киевский и Харьковский, взялись за их восстановление.

И если известно о поставках той же Польшей истребителей МиГ-29, то был и «параллельный импорт» — с поставками запчастей к истребителям, что позволило Украине ремонтировать свои старые самолёты. Скажем, сейчас Словакия готова поделиться с Киевом своими истребителями МиГ-29, которых у Братиславы 12 машин. Из них только 4 самолёта боеспособны, а вот остальные пойдут на запчасти. В руках опытных механиков из двух «убитых» самолётов всегда можно соорудить один действующий.

Впрочем, запасы даже таких поставок запчастей заканчиваются и Киеву сейчас «светит» 20 оставшихся у Польши МиГ-29, техническое состояние которых далеко от совершенства. В итоге может получиться около десятка действующих. Значит статистика Минобороны РФ по сбитой авиации противника поползет вверх.