Языковые скандалы на Украине привели к тому, что русскоязычные граждане демонстративно отказываются переходить на державную мову. Об этом сообщают украинские СМИ. К протесту подключились даже солдаты ВСУ, которых критикуют за использование русского языка на передовой.
Впервые в истории страны
«Значительная часть русскоязычных начала подчеркнуто отказываться переходить на украинский язык и жестко отвечать на вопросы „чому не державною“, а также становиться на защиту людей, которые подвергались нападкам за язык. Появились целые волны в соцсетях в защиту таких людей», — пишет одно из украинских изданий.
При этом, к протесту подключились и русскоязычные военные, которых часто обвиняют в «непатриотизме», когда они общаются на передовой по-русски. Большинство таких обвинений, естественно, исходит от людей, сидящих в тылу.
«И это впервые в истории Украины — когда люди сами массово защищают свое право говорить на русском языке», — удивляются украинские СМИ. Раньше, мол, за русских заступались только политики перед выборами.
Местная пресса также публикует данные социологии — около 45% украинцев считает, что в их стране существует языковая дискриминация. «Русский так и не стал языком врага», — подчеркивается в материале.
«Русскоязычных утилизировать»
За последний месяц на Украине прогремело два крупных скандала, иллюстрирующих проблему языковой дискриминации. Сначала в Киеве уволили таксиста, который отказался перейти на украинский язык и высадил возмущенных пассажиров.
На водителя накинулась экс-депутат Верховной рады Ирина Фарион, которая призвала «утилизировать» говорящих по-русски граждан Украины. После этого бывшая нардеп пошла еще дальше — заявила, что не считает «настоящими украинцами» солдат, которые продолжают общаться на русском языке в зоне боевых действий.
Высказывания Фарион вызвали возмущение даже среди политической элиты Украины. Уполномоченный по правам человека Дмитрий Лубинец назвал ее слова дискриминацией и обратился в силовые органы, чтобы наказать экс-депутата.
А бывший советник офиса президента Украины Алексей Арестович* и вовсе назвал выступления Фарион «нападением мовного Талибана**». И в шутку призвал запретить русскоязычным вообще служить в ВСУ — мол, «у них нет священного права воевать за Украину».
На улицу не выйдут, но власти не помогут
«Еще до второго майдана один одессит говорил мне, что он знает украинский, но общаться на нем не хочет. Потому что заставляют. Не думаю, что ситуация изменилась», — добавляет эксперт.
При этом Журавлев не верит, что возмущение в соцсетях может вылиться в реальный протест на улицах. «То, что люди пойдут на Банковую — я не поверю. Но то, что они будут сидеть и ждать, чем все закончится, не помогая при этом властям, — в это я поверю сразу», — резюмирует политолог.
*Лицо, внесенное Росфинмониторингом в перечень террористов и экстремистов.
**Организация запрещена в РФ