Договор между РФ и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива был подписан в декабре 2003 г. президентами России и Украины Владимиром Путиным и Леонидом Кучмой. Страны определили статус Азовского моря и Керченского пролива, признав их своими исторически внутренними водами. В договоре также прописаны возможности передвижения по этой акватории торговых судов и военных кораблей.
Учитывая, что последние 4 года киевские политики активно воюют со «страной — агрессором», предложения разорвать данный договор звучат постоянно. Законопроект о его расторжении был внесен в Верховную Раду еще в 2015 году. МИД и ряд силовых ведомств Украины не рекомендовали денонсировать соглашение, однако в июле 2018 года в Раде зарегистрировали еще один подобный законопроект.
«О денонсации соглашения с РФ по Азовскому морю не может быть и речи — это даст возможность РФ заявить территориальный спор. Для нас это вопрос безопасности, поэтому используем имеющиеся инструменты, чтобы урегулировать этот вопрос», — в очередной раз растолковала суть проблемы замминистра Елена Зеркаль. Только сделала она это на совещании украинских послов, которые ничего такого и не предлагали. А политикам её объяснения до лампочки: у них начинается горячая предвыборная пора, а значит, в самый раз начинать «воевать с Россией».
Пираты 21 века
Напомним, 25 марта украинские пограничники задержали рыболовецкий сейнер «Норд» под российским флагом в Азовском море с экипажем из 10 крымчан — граждан РФ. ФСБ возбудила уголовное дело против Госпогранслужбы Украины по статье «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава». А Херсонский городской суд арестовал капитана «Норда» Владимира Горбенко на два месяца, с правом внести залог, по обвинению в «нарушении порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее с целью причинения вреда интересам государства». Ему грозит до 5 лет лишения свободы.
Дипломатическим путем отрезвить украинских государственных пиратов не получилось, и Москва была вынуждена создать в Азово-Черноморском территориальном управлении оперативную группу, которая координирует действия Росрыболовства с пограничными управлениями, обеспечивая информирование о местонахождении рыболовных судов в Азовском море для предотвращения пиратских действий со стороны Украины. А параллельно наши пограничники начали тщательно досматривать суда, которые через наши воды держат путь в украинскую акваторию. 21 августа пресс-секретарь Госпогранслужбы Украины Олег Слободян заявил, что Россия задержала перед Керченским проливом более 150 иностранных судов. Мол, куда это годится — по несколько дней украинские корабли ждут разрешения на проход.
Кстати, всё та же зам. главы МИД Украины Елена Зеркаль уже объясняла соотечественникам, что Россия своими действиями в акватории Азовского моря ничего не нарушает. Согласно нормам международного права, российские военные корабли имеют право останавливать гражданские суда для осмотра без каких-либо мандатов. Но всё это не остановило украинских политиков и силовиков: 10 августа в порту Херсона был заблокирован российский танкер «Механик Погодин». Судно везло нефть из Туркменистана в интересах канадской компании. На этот раз Киев подготовился получше и подвел под задержание подобие правовой базы с какими-то санкционными списками. Компания-владелец судна пытается правовым путём отбиться от всех надуманных претензий, но пока тщетно. Зам. постпреда президента Украины в Крыму Изет Гданов уже даже заявил, что Киев заблокировал «Механика Погодина» в порту Херсона на 3 года. На борту судна находится экипаж из 12 человек.
Минировать акваторию?
На этом фоне в Киеве продолжают говорить об агрессии России на море и предлагают затеять чуть ли не морской бой. Или как минимум, пригласить в Азовское море корабли НАТО. Бывший командующий ВМС Украины вице-адмирал Сергей Гайдук в конце июля предложил минировать море, чтобы «остановить наступление России». Чуть позже он объяснил, зачем Москва «всё это устраивает». «Россия стремится отрезать Украину от моря, чтобы превратить ее из морского государства в континентальное», — заявил в телеэфире Гайдук. По его словам, в структуре Мариупольского и Бердянского морских портов работают до 5 тысяч человек, которые в случае потери работы могут выйти на акции протеста. Дескать, Россия сделала ставку на разжигание бунтов на подконтрольной Киеву территории Донецкой области, например, в Мариуполе. Причем к работникам портов могут присоединиться сотрудники металлургических предприятий, которые без нормальной работы портов просто встанут.
Начальник Генштаба и главком ВСУ генерал армии Виктор Муженко не стал комментировать идею с минированием, но заявил, что в акватории Азовского моря планируется усилить формирования Военно-морских сил. Не промолчал и министр по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещённых лиц Украины Георгий Тука. Он сообщил, что правительство рассматривает различные методы поведения в Азовском море, в том числе и применение силы. Хотя и оговорился, что «только своими силами» Украине не справиться. А помощь Киеву уже близка. По крайней мере, посол Украины в США Валерий Чалый уже объявил, что американцы передадут Украине катера, которые укрепят боеспособность армии в Черноморском бассейне.
Россия обострять не будет
Действительно, досмотры российскими пограничниками следующих в порты Бердянска и Мариуполя судов, начавшиеся после захвата украинской стороной российского рыболовецкого траулера «Норд», привели к потере едва ли не половины грузооборота украинских портов на Азовском море. Но очевидно, что винить в этом Киев должен только себя — не надо было начинать заниматься откровенным пиратством.
Понятно, что Киев не может просто так отступить в деле с «Нордом»: это был бы очень опрометчивый шаг в глазах националистического электората. Но даже если история этого судна как-то и разрешится, никто не может гарантировать, что не будет следующей провокации и очередного витка обострения. «Рано или поздно Украина выздоровеет и восстановится, и не будет ни захватов судов, ни проверок. Но при этой власти в Киеве захваты могут гарантировано прекратиться, только если суда под российским флагом будут сопровождаться катерами и кораблями российских ВМС, — уверен политолог Александр Дудчак. — Умышленно, в одностороннем порядке РФ обострять ситуацию не будет».
Смотрите также:
- Катера для друга Пети. Как Вашингтон продает Украине военный секонд-хенд →
- Подвиг «Донбасса». Что стоит за походом кораблей ВМСУ в Азовское море? →
- Формула невозможного. Могла ли Москва устроить провокацию в проливе? →