«Мистрали» — русским!» Большинство французов хотят отдать корабли России

Слишком много политики

Во Франции опубликованы результаты социологического опроса, проведённого газетой La Tribune и Французским институтом общественного мнения, которые вряд ли порадуют президента страны Франсуа Олланда.

   
   

Сами французские журналисты считают, что итоги исследования, проведённого с 9 по 12 января, являются сюрпризом. Почти две трети опрошенных, 64 процента, высказались за то, чтобы вертолётоносцы типа «Мистраль» были переданы России без всяких дополнительных политических условий.

История строительства «Мистралей» по российскому заказу — это на самом деле история политических отношений между двумя странами. Само заключение контракта на постройку в 2011 году многие и по сей день считают политическим шагом, с помощью которого официальная Москва укрепляла отношения с тогдашним президентом республики Николя Саркози.

Критики и по сей день считают, что корабли, изначально спроектированные для действий в условиях тропических морей, вряд ли усилят российские ВМС. Заказ стоимостью в 1,2 миллиарда долларов куда больше был необходим французским кораблестроителям, нежели российским морякам.

Однако, когда первый из двух вертолётоносцев, получивший название «Владивосток», был практически готов к передаче российской стороне, политика в этом вопросе снова оказалась выше чисто экономических соображений.

Президент Франции Франсуа Олланд объявил о том, что передача «Мистралей» будет отложена на неопределённый срок до разрешения конфликта на Украине.

Между тем такие действия являются прямым нарушением контракта, которое чревато для Франции многомиллиардными финансовыми потерями и, что, возможно, ещё страшнее, потерей репутации партнёра, выполняющего свои обязательства.

   
   

13 января во Францию российской стороной был отправлен официальный запрос с просьбой объяснить ситуацию, сложившуюся вокруг вертолётоносца «Владивосток».

Над французскими властями маячит угроза выставления финансовых претензий. Единственная компенсация за это — одобрительное похлопывание по плечу со стороны Барака Обамы и еврокомиссаров.

Война войной, а бизнес бизнесом…

Но самое худшее для французского президента — это то, что его политических манёвров вокруг «Мистраля» не хотят понимать собственные граждане.

При этом французы рассуждают здраво и прагматично, не поддаваясь эмоциям. 75 процентов участников опроса полагают, что отказ французского политического руководства выполнить поставку кораблей не может каким-либо образом способствовать урегулированию кризиса на Украине.

И в самом деле, какое отношение «Мистрали», предназначенные для нужд Тихоокеанского флота, способны повлиять на положение дел в Донбассе? Также очевидно, что непоставка «Мистралей» никак не изменит взгляды российских властей на украинский конфликт.

77 процентов опрошенных считают, что отказ от поставки «Мистралей» ударит по репутации французских корабелов. Больше того, французы убеждены, что подрыв репутации приведёт к тому, что выгодные заказы станут «уплывать» к главным конкурентам — англичанам и американцам.

72 процента опрошенных уверены, что от этих политических игр в долгосрочной перспективе потери понесёт не только кораблестроение, но и вся французская «оборонка».

Французские журналисты пишут о том, что мнение опрошенных уже подтверждается реальными фактами. Так, высокопоставленный чиновник французского министерства обороны рассказал, что в борьбе за выгодный заказ на поставку оружия в Индию французы столкнулись с тем, что российские конкуренты выставляют их перед индийцами «ненадёжными партнёрами», напоминая про «Мистраль». Но самое интересное, что то же самое индийцам говорят и другие конкуренты — англичане, которые вроде бы выступают с Францией единым антироссийским фронтом. Но, как говорится, война войной, а бизнес бизнесом…

«Россия — великая страна»

56 процентов участников опроса полагают, что дело не только в «оборонке» — отказ от поставки «Мистралей» испортит репутацию Франции в мире в целом. Ведь всё достаточно очевидно и наглядно — срыв выгодного заказа происходит под мощным давлением США. И в глазах жителей разных стран Франция выглядит не как государство с самостоятельной внешней политикой, а как американский сателлит.

Вообще, несмотря на то, что за последний год в Европе было немало сделано для демонизации образа России и представления её в качестве агрессора, большинство французов не настроены считать Российскую Федерацию одной из главных проблем современного мира.

81 процент опрошенных полагает, что Россия — это великая страна, с которой Франции необходимо поддерживать хорошие отношения. 80 процентов опрошенных назвали имеющими большое значение для Франции экономические связи с Россией. Понятно, что в этой связи никаких восторгов от режима санкций французы не испытывают. При этом 76 процентов опрошенных убеждены в том, что европейские страны, включая Францию, ввязались в «санкционную войну» с Россией не по собственной инициативе, а с подачи США.

Французские журналисты обращают внимание и на то, что пока французский президент приостанавливает сделку по «Мистралям», более ловкие европейцы продолжают успешно зарабатывать на российских заказах.

Мистрали для России, почему приостановили поставки →

Так, 31 декабря 2014 года англо-итальянский производитель вертолётов компания AgustaWestland заключила соглашение с российской «Роснефтью», согласно которому в России будет создано совместное предприятие по производству итальянских вертолётов AW189. При этом «Роснефть» уже сделала так называемый «якорный заказ», согласно которому совместное предприятие к 2025 году поставит компании 160 вертолётов.

У французов возникает резонный вопрос — почему, пока одни продолжают делать деньги, несмотря на украинский кризис, президент Олланд принуждает собственную страну терпеть миллиардные убытки?

Трещины на европейском монолите

Накануне верховный представитель Евросоюза по внешней политике и безопасности Федерика Могерини по итогам встречи глав МИД ЕС заявила, что европейские страны продолжат занимать жёсткую позицию по вопросу санкций в отношении России. «Те, кто ожидал сегодня раскола в наших рядах, будут немного разочарованы», — сказала она.

Но, пока европейские политики продолжают «ходить строем» под ритм, отбиваемый официальным Вашингтоном, не только у французов, но и у жителей других стран Европы возникает всё больше вопросов к происходящему. Бодрые репортажи о «смелых украинцах, сделавших европейский выбор» за прошедший год откровенно утомили. В минусе у Европы испорченные отношения с Россией, экономические потери от введённого санкционного режима, падение туристического потока, а что в плюсе? 40-миллионное государство-банкрот, требующее многомиллиардных финансовых вливаний, которые не могут быть осуществлены иначе, как за счёт жителей других европейских стран? А ведь в странах так называемой «Старой Европы» и своих проблем хоть отбавляй, и кормить Украину из своего кармана не желают ни французы, ни немцы, ни испанцы, ни итальянцы… Так что объясняться перед своими избирателями предстоит не только Франсуа Олланду.