Ложь посла Левченко. Учился ли Владимир Мономах в Оксфорде?

Владимир Мономах. Портрет из Царского титулярника. © / Public Domain

Стремление современных украинских историков и политиков создать народу и государству «новую биографию» давно стало поводом для шуток и острот. Например: известно, что Черного моря не существовало, пока его не выкопали древние укры.

   
   

Но украинские деятели проявляют упрямство, не обращая внимания ни на шутки, ни на критику специалистов.

«С Гитой Владимир познакомился еще в юном возрасте, когда учился в Оксфорде»

Украинский дипломат и историк Александр Левченко на портале «Обозреватель» опубликовал материал под заголовком «Владимир Мономах — выпускник Оксфорда и гордость Киевского государства».

«Великий князь Киевский Владимир Мономах родился в 1053 году, — сообщает автор, — он был сыном переяславского князя Всеволода Ярославовича и византийской княжны Марии из рода Мономахов. Таким образом, по женской линии он был прямым потомком древних римских императоров, а по отцовской — внук великого князя Киевского Ярослава Мудрого».

Каких древних императоров имеет в виду автор, не очень понятно. Македонская династия императоров Византии, к которой принадлежат Мономахи, никакого отношения к императорам Древнего Рима не имела. Но господин Левченко и не пытается что-либо доказывать. Он, как говорится, не рефлексирует, а распространяет.

Главная историческая сенсация вынесена украинским дипломатом в заголовок: «Владимир Мономах — выпускник Оксфорда».

«В 1070 году он женится на Гите, дочери английского короля Гарольда, который погиб в сражении с норманнами при Гастингсе в 1066 году, — излагает Левченко биографию своего героя. — С Гитой Владимир познакомился еще в юном возрасте, когда учился в Оксфорде. После смерти отца Гиту родственники перевезли в Швецию, оттуда ее Владимир и забрал в жены».

   
   

Как видите, никаких «вероятно» и «возможно» тут нет. Мономах был студентом английского вуза — и точка.

Английская жена и клубок противоречий

Самый правдоподобный факт из тех, что приводит украинский автор, касается жены Владимира Мономаха.

Николай Михайлович Карамзин в «Истории государства Российского» пишет: «Мономах оставил пять сыновей и супругу третьего брака. Нет сомнения, что первою была Гида, дочь Английского Короля Гаральда, о коей мы упоминали и которая, по известию древнего Историка Датского, около 1070 года вышла за нашего Князя, именем Владимира. Норвежские Летописцы сказывают, что сын Гиды и сего Князя женился на Христине, дочери Шведского Короля Инга Стенкильсона: супруга Мстислава Владимировича действительно называлась Христиною».

Дочь Гарольда II Годвинсона, последнего англосаксонского короля Англии, погибшего в 1066 году в сражении при Гастингсе, стала изгнанницей, бежав сначала во Фландрию, а затем поселившись у своего дяди, Свена Эстридсена, короля Дании. Датский монарх и стал инициатором брака племянницы с русским князем.

Сведения о Гите крайне запутанны и противоречивы. По одной версии, она уехала из Киева, выполняя обет Святому Пантелеймону, данный в момент серьезного ранения сына Мстислава. Гита отправилась в паломничество, во время которого скончалась в Европе. По другой версии, английская жена Владимира Мономаха умерла в 1107 году в Смоленске.

При этом английские историки обращают внимание на то, что в русских источниках существует определенная путаница и все они датированы более поздними временами. То есть современники Гиты о ней не писали. Также критики замечают, что русские летописи изначально не называли жену Владимира Мономаха дочерью Гарольда II Годвинсона и это родство может быть более поздним вымыслом.

Владимир Мономах оставил после себя воспоминания. В них нет никакой Англии

Но вот о чем можно говорить со всей определенностью, так это о том, что ни в русских, ни в английских источниках нет никакого упоминания о поездке русского князя в Англию для обучения. Причем поездке длительной, которая должна была продолжаться в течение нескольких лет.

Мономах родился в середине XI века, когда княжичей с юных лет приобщали к верховой езде, охоте и воинскому искусству. Безусловно, обучали их и грамоте, однако поездки на учебу за рубеж — это реальность совершенно другой эпохи.

Опровергнуть Александра Левченко может и сам Владимир Мономах. До нашего времени сохранилось «Поучение Владимира Мономаха», написанное им самим. Помимо нравственных ориентиров для потомков, оно содержит и воспоминания князя о собственной жизни.

Мономах рассказывает о 83 военных походах и 19 договорах, заключенных им, упоминает различные виды охоты. В его произведении фигурируют такие города, как Владимир, Ростов, Смоленск, Чернигов, Туров, Новгород, Курск, разумеется, Киев и многие другие. Но князь ничего не пишет об Оксфорде. Хотя, казалось бы, это должно было быть одним из самых ярких событий его жизни. Но нет, русский князь об Англии не вспоминает.

Первые иностранные студенты в Оксфорде появились через 65 лет после смерти Мономаха

Более того, в Оксфорде Владимир Мономах не мог учиться даже теоретически: уж слишком низкий статус был у заведения, если оно вообще существовало.

Родившийся в 1053 году Мономах, если следовать логике Левченко, должен был стать студентом Оксфорда лет в 10-11, чтобы успеть познакомиться с Гитой до ее побега из Англии после гибели отца в 1066 году.

Известно, что обучение в Оксфорде велось во второй половине 1090-х годов, но к тому времени Владимир уже княжил в Переяславле. А вот насчет существования вуза за три десятка лет до этого есть сомнения.

Но, даже если представить, что Оксфорд уже существовал, никаким престижным университетом он не был. Первое упоминание об иностранных студентах в Оксфорде относится к 1190 году. Авторитет Оксфорд начал завоевывать в XIII веке, во времена, когда древнерусское государство преодолевало печальный путь от феодальной раздробленности к ордынскому нашествию.

Информационная война украинского дипломата

Вряд ли всего этого не знает 55-летний Александр Михайлович Левченко, с отличием окончивший исторический факультет Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко в 1985 году.

Так для чего человек, совмещающий посты посла Украины в Хорватии и Боснии и Герцеговине, публикует подобные статьи?

Левченко позиционирует себя как «специалист по „информационным войнам“ экспертного уровня».

«Современные международные реалии свидетельствуют: без побед на информационном поле успехов в боевых действиях недостаточно», — утверждал посол в одной из своих статей для издания «Европейская правда».

Псевдоисторические материалы Левченко — это та же информационная война. Чего стоят одни заголовки: «Исконно славянский Киев как город руссов и традиционно финно-угорская Москва как центр русских», «Маршал Жуков — сталинский мясник или герой?».

В последнем тексте Левченко особенно заостряет внимание на том, что «кровавый маршал» более всего не щадил украинцев: «Нужен ли такому военачальнику памятник в Украине, где он лично послал на смерть 1,5 млн мобилизованных украинцев, которые пережили тяжелую немецкую оккупацию и освобождали свой край ценой собственных огромных людских потерь? Именно маршал Жуков приказал украинских новобранцев четырех Украинских фронтов не щадить, считая их подозрительными элементами, которые несколько лет жили под нацистским управлением. Как результат — людские потери Украины самые высокие среди всех воевавших во Второй мировой войне народов. 9 млн убитыми и 13,5 млн демографических потерь — это 50% людских потерь всего СССР!»

По гитлеровским методичкам

Скачки украинского посла по временам и эпохам имеют вполне конкретную цель: перекоммутирование сознания молодых украинцев. Не было, мол, никогда единой общности русских и украинцев, нет никакого общего корня. И, пока украинский князь Мономах учился в Оксфорде, финно-угорские ордынцы в Москве пребывали в дикости и варварстве.

«Эти господа исходили из того правильного расчёта, что чем чудовищнее солжёшь, тем скорей тебе поверят. Рядовые люди скорее верят большой лжи, нежели маленькой. Это соответствует их примитивной душе. Они знают, что в малом они и сами способны солгать, ну а уж очень сильно солгать они, пожалуй, постесняются. Большая ложь даже просто не придёт им в голову. Вот почему масса не может себе представить, чтобы и другие были способны на слишком уж чудовищную ложь, на слишком уж бессовестное извращение фактов. И, даже когда им разъяснят, что дело идёт о лжи чудовищных размеров, они все ещё будут продолжать сомневаться и склонны будут считать, что вероятно все-таки здесь есть доля истины», — так описывал пропагандистский прием «большой лжи» не кто иной, как Адольф Гитлер. Правда, он обвинял в таких методах «евреев» и «марксистов», однако данную методику успешно взял на вооружение главный гитлеровский пропагандист Йозеф Геббельс.

Возникает ощущение, что посол Украины в Хорватии Александр Левченко учитывает этот эффект в своих выступлениях. С учетом украинских практик постмайданной эпохи это представляется совершенно логичным.