После того, как Джо Байден объявил о том, что снимает свою кандидатуру с выборов президента США, в качестве замены он предложил своего вице-президента Камалу Харрис. Но несмотря на то, что это самый очевидный вариант, у него найдется много противников в Демпартии. Во-первых, Харрис считается некоторыми экспертами даже менее избираемой, чем старый Байден. Во-вторых, попытать счастье хотят и другие.
Для начала, кто такая Харрис?
Камале Харрис 59 лет, она замужем, но не имеет детей. Родилась в Калифорнии, в университете изучала политологию и экономику, тогда же увлеклась политикой. После учебы пошла работать в прокуратуру Калифорнии, в 2004 году стала окружным прокурором в Сан-Франциско, в 2011 — генпрокурором Калифорнии.
В Штатах прокурор — это выборная должность. Как публичный политик, много выступала на публике, однако не прославилась какими-то яркими взглядами. Успешную карьеру она построила благодаря поддержке радикальных левых идей (запрещенные в России идеи ЛГБТ, зеленая повестка и пр.), а также своему происхождению. Она стала первой женщиной с ямайскими индийскими корнями на посту генпрокурора Калифорнии, а затем в качестве сенатора штата. Среди прочего, она не открывала дел против ЛГБТ, вступавших в однополые браки, которые были запрещены законами Калифорнии.
В качестве вице-президента Байден также выбрал ее из-за соображений повестки — цветная женщина, которая представляет радикально левое крыло партии. Она стала первой женщиной вице-президентом США и первой женщиной Америки, ненадолго исполнявшей обязанности президента — пока Байден в ноябре 2021 года был под наркозом.
Но в политическом плане Харрис показала себя крайне слабо. В администрации Байдена она курировала афганское направление, вопросы миграции и права. И везде потерпела крах. Катастрофический уход США из Афганистана удалось перекрыть в повестке только после начала СВО. В юридической сфере полный провал случился после попыток осудить Трампа — в США все громче звучат голоса, что Белый дом подмял под себя суды. А миграционный кризис был головной болью Байдена весь срок. Было замечено также, что, когда Харрис сталкивалась с кризисом, она, попросту говоря, тихо «съезжала с темы» — объявляла, что это не ее ответственность, и отстранялась.
Провально показывала себя Харрис и на публичных выступлениях — потому что не всегда можно было понять, что она хочет сказать. В американской прессе ее выступления окрестили «словесным салатом».
Она призывала «почтить женщин, которые творили историю на протяжении всей истории». Неоднократно повторяла достаточно странную фразу: «То, что может произойти, свободно от того, что происходило». А однажды заявила: «Мы всегда должны находить время, чтобы выразить то, что мы чувствуем по поводу момента, который является отражением радости, потому что, как вы знаете, он наступает утром. Мы должны найти способы выразить то, что мы чувствуем в данный момент, с точки зрения языка и связи с тем, как люди воспринимают жизнь. И я тоже думаю об этом в таком ключе».
При этом Харрис не забывала интриговать против своих оппонентов в администрации, из-за чего в Белом доме началась сильная текучка кадров и воцарилась «токсичная атмосфера, раздираемая фракционностью и бесхозяйственностью», писала NYT.
У Харрис есть шансы на победу?
Пока репрезентативных опросов не так много. Но из-за высокого антирейтинга эксперты оценивают ее шансы невысоко.
«Рейтинги Харрис невысоки. 38% американцев относятся к ней позитивно, 56% — негативно. В опросах она отстаёт на 2-6% от Трампа, — отмечает политолог-американист Малек Дудаков. — При этом не дать ей получить партийную номинацию будет сложно. Ведь Камала — темнокожая женщина, которая ещё и уверена, что пришёл её черёд. Любой, кто будет мешать Харрис на съезде, тут же окажется расистом и сексистом».
Республиканцы уже начали на нее атаки. Спикер Палаты представителей Майк Джонсон заявил, что она «является соавтором катастрофических политических провалов администрации Байдена». Он обвинил ее «в крупнейшем политическом сокрытии в истории США», утверждая, что вице-президент как никто другой знала о состоянии Байдена.
А сам Трамп заявил, что «хохотушка Камала» легко будет им побита. Такое прозвище он дал ей из-за странного смеха, которым она периодически заливается.
Неизбираемость Харрис, кажется, понимают и партийные бонзы демократов
Было замечено, что от поддержки Харрис пока воздержались многие ведущие демократы. Среди них называют экс-президента США Барака Обаму, лидера большинства в Сенате Чака Шумера, лидера меньшинства в Палате представителей Хакима Джеффриса и экс-спикера Нэнси Пелоси.
Без их поддержки Харрис не сможет получить доступ к избирательному фонду, в котором на конец июня было 96 миллионов долларов наличными. Эти деньги необходимы для ведения кампании.
А кто может заменить Харрис?
Конкретные имена приводила демократическая пресса после провала Байдена на дебатах с Трампом. Наиболее сильные фигуры — губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом и министр транспорта Пит Буттиджич. Кроме них в списке большое количество популярных демократических сенаторов и губернаторов. Проблема в том, что все они сильно отстают в известности от Трампа, а чтобы раскрутить их кандидатуры, времени почти не остается — до выборов 3 месяца.
Как будут выбирать нового кандидата от партии?
Предварительный выборы (праймериз), на которых партия выбирала кандидата, уже прошли. На них выиграл Байден. После того как он отозвал кандидатуру, делегаты съезда Демократической партии, который пройдет в середине августа, видимо, просто выберут нового путем простого голосования.