Конфликт с Киевом надолго. Польша начала открыто угрожать Украине

Премьер Польши Матеуш Моравецкий © / KACPER PEMPEL / Reuters

Премьер Польши Матеуш Моравецкий заявил, что Варшава может расширить список запрещенных к ввозу с Украины товаров, если Киев будет накалять конфликт вокруг украинского зерна. «Предупреждаю власти Украины: если они будут обострять конфликт, мы добавим еще продуктов к запрету на ввоз на территорию Польши», — пригрозил он.

   
   

До этого в польском правительстве заявили, что уже в конце 2023 года в Польше «из-за финансовых ограничений» перестанут выплачивать пособия украинским беженцам. А в эту помощь входил отказ от требований проживания и предоставления разрешений на работу, свободный доступ к школам, лечение и семейные льготы.

И все это на фоне отмены встречи президента Польши Анжея Дуды и Зеленского на полях сессии Генеральной Ассамблеи ООН. При этом Дуда сравнил Украину с утопающим, способным утянуть спасающего его на дно. «Я бы сравнил это с чем-то вроде утопающего... Утопающий человек чрезвычайно опасен, потому что он может тянуть вас на глубину... Он может просто утопить спасателя», — сказал он, комментируя недовольство Украины из-за решения Польши запретить ввоз украинской сельхозпродукции.

Что изменилось в отношениях Польши и Украины, которые еще недавно казались безупречно братскими? Aif.ru разбирался в этом в интервью с политологом, бывшим руководителем Российско-польского центра диалога и согласия Юрием Бондаренко.

Владимир Кожемякин, aif.ru: Юрий Константинович, почему Польша стала угрожать Украине? Это демонстративные жесты перед польскими выборами, или у Варшавы появились какие-то новые долгоиграющие резоны по отношению к киевскому режиму? 

Юрием Бондаренко: За 80 лет, прошедшие с Волынской резни, в польско-украинских отношениях мало что изменилось. Все то же самое, только на другом историческом вираже. Пока запредельная русофобия обеих этнических групп превалировала, это позволяло им находить общий язык. Как только возникли малейшие разногласия — что началось, в частности, со стремления Киева отсудить в ВТО право на поставку своего зерна в страны Европы и не всегда адекватного поведения украинских беженцев в Польше, видимое благополучие отношений рухнуло в одночасье.

Повлияли на это и приближающиеся выборы в Польше, поскольку правящей верхушке — партии отмороженных националистов «Право и справедливость» — надо любой ценой остаться у власти. Электорат этих правых — сельское население и жители маленьких городков. Правящая партия стремится воздействовать на их умы, убеждая своих избирателей в том, что, мол, Польшу заполонили беженцы, которым поляки всем помогали, но которые оказались на удивление неблагодарными и при этом всегда что-то требуют. «Но мы, — говорит “Право и справедливость”, — им больше ничего не дадим». 

   
   

Это очень удобная позиция, и на это, безусловно, их избиратель клюнет. Тем более что их оппоненты на внутриполитическом поле в силу уровня своего интеллекта не в состоянии прибегать к такой совершенно убогой аргументации и уважают себя несколько больше, чем правящая элита. За ними население крупных городов и столицы. Но потенциально они все равно уступают нынешней верхушке, которая наверняка останется у власти.

— Украинским беженцам в Польше прекратят помогать. Почему поляки пошли на этот шаг?

— Потому что в октябре у них выборы, и властям надо гарантировать своему избирателю — а это даже не средний класс, а просто бедное население сельских районов — что эти люди останутся при своих, никто их денежку не возьмет и никого поддерживать за их счет не будет. Поляки выступали за поддержку Украины во имя победы над «злобным Мордором» и «ордами орков с Востока», но оказалось, что их собственное польское благополучие важнее, чем мифическая «угроза России». А для польской власти важнее всего — любой ценой остаться у власти. 

— Дуда сравнил Украину с неблагодарным утопающим...

— Это еще один шаг в сторону своих избирателей: мол, мы, поляки, делали все для этого народа: мы их пустили, накормили, обогрели, мы им помогали, все делали для них. А они оказались такими (непечатное ругательство) неблагодарными! Не пали перед нами ниц, и до сих пор не так активно, как обязаны, лижут сапоги польских хозяев. А еще изображают из себя некий суверенный субъект, вместо того чтобы пресмыкаться и клясться нам в любви и вечной верности. Мало того, что тянут спасающую их Польшу на дно, но делают это еще и талантливо... 

Злоба Дуды говорит о том, что суть «польской гиены» мало поменялась с 1938 года, когда поляки делили Чехословакию вместе с фашистской Германией и с тех пор как Черчилль назвал Польшу «гиеной Европы». Только нынешняя гиена поняла, что ей ничего не светит после развала Украины и исчезновения ее с карты мира. Поэтому поляки будут стремиться урвать все, что можно, уже сейчас, пока киевский режим на плаву. 

— Какая польза России от всего этого?

— Россия только выигрывает от конфликта Польши и Украины. Дело в том, что он не искусственный, а настоящий: это противостояние не театральное, а коренное, никуда не исчезающее. Поэтому оно продолжится и после польских выборов.