Неудачный ребрендинг
29 мая, в день визита президента Украины Владимира Зеленского в Харьков, торжественно объявили о создании нового подразделения Сил специальных операций под названием «Азов». ССО «Азов-Харьков» формально числится в Нацгвардии Украины, но реально это все тот же нацбат с соответствующей идеологией и задачами. И состоит он из тех же боевиков. В ССО «Азов-Харьков» вошли подразделения старого «Азова», которые не попали на мариупольский фронт, и бойцы из отряда «Кракен», о котором ниже.
На появление нового «Азова» первыми отреагировали западные СМИ. Как сообщает британская The Times, новое подразделение провело ребрендинг, убрав с нарукавных нашивок «волчий крюк». Это немецкий символ, который в годы Великой Отечественной войны использовали части СС, а в 2014-м он возродился на форме «азовцев». Теперь вместо нацистского символа на шевронах ССО «Азов-Харьков» изображен желтый трезубец, составленный из трех мечей, на синем фоне. Казалось бы, мировая общественность должна быть удовлетворена отказом украинцев от нацистской символики. Но вот незадача, стилизованный герб Украины при ближайшем рассмотрении похож на символику 9-й танковой дивизии СС «Хоэнштауфен». На ее эмблеме был вертикально расположенный острием вверх меч, вписанный в букву «Н».
Но это «люди со светлыми лицами» предпочли не заметить, поскольку отмыть репутацию «легендарного Азова», бойцы которого в итоге сдались в плен, надо любой ценой. Кстати, идея не нова. В свое время так же была раскручена «непобедимая» 6-я армия Вермахта: брали Париж, Киев, Харьков, а позорно капитулировали в Сталинграде. Рейх едва оправился после удара и тут же переименовал в 6-ю армию группу «Холлидт».
Командиром харьковского «Азова» стал Анатолий Сидоренко, который с нацистами дружбу водит давно. А в 2014 г. его бойцами стали в том числе футбольные ультрас «Металлиста», которые отличились во время сожжения людей в Одессе 2 мая.
Бандиты из «Кракена»
«Кракен» сформировали в Харькове незадолго до начала СВО, но широко известен он стал именно после 24 февраля. Фактически это одно из ответвлений того самого старого полка «Азов».
За последние 3 месяца о них узнали все харьковчане. Для парадной вывески «Кракен» приезжает к местам раздачи гуманитарной помощи, фотографируется и распространяет по соцсетям видео, как они помогают народу в трудную годину. А «без камер» бойцы подразделения дружными рядами идут каждое утро на «Новую почту» отправлять посылки с награбленным. «Сотни посылок — у меня жена в одном из отделений работает, — рассказал нам один харьковский предприниматель. — Они и до войны “кормились” в городе — крышевали бизнес, и сейчас не брезгуют. Берут на контроль супермаркет или автомастерскую, и доят. А еще грабят склады, рынки, богатые дома под Харьковом во время комендантского часа, потом выпускают по торговым рядам с десяток мин и говорят, что это “оккупанты”».
Но это не самый большой их грех. «Кракен» прославился свой жестокостью в области. Сергей Юдаев в 2014-м выступал против Майдана, за что отсидел больше 3 лет, после чего уехал в Россию, а сейчас возит гуманитарную помощь в освобожденные районы Харьковской области. Он рассказывает, к каким преступлениям причастен «Кракен»: «Мы были в лагере беженцев в поселке Ковшаровка под Купянском, там находились около 550 человек, которые выехали из Харьковской области: из-под Чугуева, Изюма, других городов. Жители рассказывали, что еще до спецоперации местные националисты делали на этих территориях все что вздумается: воровали, убивали, насиловали». С началом боев в области эти боевики перестали скрывать свои преступления.
В России их обвиняют в пытках военнопленных. Напомним, в конце марта в Сети появились видеозаписи с жестокими издевательствами над военнопленными: связанным людям простреливали ноги и оставляли истекать кровью. Полно фото в соцсетях кракеновцев с раздетыми догола пленными, глаза у которых перевязаны скотчем. СКР заочно обвиняет двух командиров «Кракена» в пытках не менее восьми российских военнослужащих в Харьковской области «путем причинения множественных телесных повреждений, в том числе с использованием огнестрельного оружия». В частности, речь о Сергее Величко (позывной Чили) и Константине Немичеве. Они объявлены в розыск.
Между прочим, вопросы к ним раньше были и у украинских правоохранителей. Тот же Величко с 2014-го состоял в «Азове» и воевал в Донбассе, но в августе 2021-го был задержан СБУ по обвинению в мошенничестве и рэкете. Но суда так и не было — Величко спасла президентская амнистия, когда Зеленский 28 февраля приказал всех осужденных с боевым опытом выпустить из колоний и СИЗО. Тогда же вышли и уголовники из печально известного «Торнадо». Теперь все эти головорезы с оружием в руках ураганят не столько на передовой, сколько в прифронтовых городах.
Как рассказывает бывший депутат Верховной рады Украины Олег Царёв, националисты в первые же дни СВО стали кошмарить харьковчан, не давая им выехать в сторону российской границы. Буквально — расстреливали машины с беженцами, которым удавалось прорваться. «Насколько я знаю, в начале весны из города к российской границе смогли проехать около 200 машин. Люди самоорганизовывались: выезжали колоннами по 10–15 машин. Но по дороге их могли ограбить или убить боевики нацформирований. Понятно, что в эвакуацию люди ехали с деньгами и личными вещами», — говорит Царёв. Он знает конкретную семью с двумя детьми, которых расстреляли в районе Казачьей Лопани — всего в нескольких километрах от границы. Аналогичная история случилась в районе Старого Салтова — только там люди пытались прорваться в Харьков.
Прилетов станет больше
Сами харьковчане в ужасе от появления в городе нового «Азова». «Эта пакость если не превратит наш город во второй Мариуполь, то точно унесет еще жизни харьковчан, — говорит Сергей. — Они с первых дней тут рассекали с гуляющими минометами и РСЗО, шмаляли из одного района в другой, а потом громко кричали, что это русские. Да, больше половины разрушенных домов — это их рук дело. Из-за них и русские стреляют по городу: эти отморозки устраивают свои склады и казармы в школах, детсадах и училищях. Туда и летит от российских военных. А рядом с этими объектами страдают и погибают простые люди. Прилетело в школу, в соседнем доме нет стекол, пара раненых, значит, рядом где-то засел “Кракен”. Только раньше они занимали условно пару ПТУ, три школы и один завод. А теперь еще и “Азову” отдадут столько же объектов. Значит, прилетов станет больше. Думаете, случайно Немечев по городу ездит тайно на скорой помощи? Боится не русских, а что какой-нибудь отец семейства ему голову свернет. А раз их торжественно презентовали во время визита Зеленского, значит, точно отдали город на кормление. Неслучайно президент снял начальника СБУ Дудина, который хоть как-то их сдерживал».
В очередь за тюремной баландой
Одним Харьковом Киев не ограничился и создал новое подразделение ССО «Азов» еще и в Сумах. Командиром назначен руководитель местного Нацкорпуса* Денис Сокур, который тоже известен в кругах националистов. Чтобы понять, что он из себя представляет, достаточно посмотреть криминальную сводку за 23 февраля этого года. Тогда в центре Сум, возле здания обладминистрации, произошла потасовка и стрельба между представителями Нацкорпуса* и Правого сектора*. Сокур с 60 бойцами напал на командира конкурентов. В то время, когда подразделения ВСУ отправлялись к линии разграничения в Донбасс, националисты устроили банальные криминальные разборки за сферы влияния. Говорят, делили контроль за потоками контрабанды на российской границе в Сумской области.
Но, похоже, сегодня на Украине чем богаче криминальная биография очередного националиста, тем больше у него шансов стать главой очередного подразделения головорезов. Останутся ли новые «азовцы» в городах «наводить порядок» и следить, чтобы жители Восточной Украины не дали слабину, или отправятся на передовую в заградотряды — отстреливать мобилизованных, которые не хотят воевать, пока непонятно. Но судьба их достаточно предсказуема. «В полку убийц, садистов и карателей прибыло, — считает политический активист и адвокат Татьяна Монтян. — Как говорится, свято место пусто не бывает. Неудивительно, ведь мобилизационный ресурс нацбата практически неисчерпаем: молодежи с промытыми ультраправой пропагандой мозгами более чем достаточно во всех регионах и городах Украины». Монтян уверена, что эти «азовцы» уже «встали в очередь за билетами до Валхаллы». Правда, у них есть шанс повторить опыт старших товарищей из «Азовстали» и наслаждаться «тюремной баландой от российского ФСИН». Если хватит ума выжить.
* Организация, запрещенная в РФ.