И мины плывут. Турецкие ВМС ловят опасные «подарки» Украины

Объект, похожий на мину, (справа от корабля) в Босфорском проливе у берегов Турции. © / http://www.youtube.com/

В ходе специальной военной операции по защите ДНР и ЛНР действия украинских сил создают проблемы всему мировому сообществу. Судоходство в Черном море стало потенциально опасным не из-за морских сражений, а из-за безграмотного использования мин.

   
   

«Мина взята под контроль»

«28 марта 2022 года недалеко от границы с Болгарией у побережья Игнеада была обнаружена мина, туда была оперативно направлена команда подводной обороны. Мина была взята под контроль, началась операция по ее нейтрализации», — приводит ТАСС сообщение министерства национальной обороны Турции.

Это уже вторая мина, обнаруженная турецкими ВМС. Двумя днями ранее опасный предмет увидели моряки в районе якорной стоянки Сарыер-Тюркели, что у входа в пролив Босфор. Для предотвращения трагедии судоходство в проливе было временно приостановлено, после чего турецкие специалисты провели операцию по обезвреживанию. Все обошлось благополучно.

«Полное игнорирование основ международного права и пренебрежение человеческими жизнями»

19 марта Федеральная служба безопасности России опубликовала предупреждение: «Вооруженные силы Украины в очередной раз демонстрируют полное игнорирование основ международного права и пренебрежение человеческими жизнями, в том числе и граждан государств Европейского союза. Так, после начала проведения Российской Федерацией специальной военной операции, ВМС Украины осуществили постановку минных заграждений на подходах к портам Одесса, Очаков, Черноморск и Южный (около 420 мин устаревших типов ЯМ (якорная мина) и ЯРМ (якорная речная мина), произведенных в первой половине XX века).

При наступлении штормовых условий стали происходить обрывы тросов (минрепов), соединяющих мины с донными якорями. Мины под воздействием ветра и течения свободно перемещаются (дрейфуют) в западной части Черного моря. Обрыв минрепов говорит о неудовлетворительном техническом состоянии мин. При этом в соответствии Конвенцией о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин, воспрещается ставить закрепленные на якорях, автоматически взрывающиеся от соприкосновения мины, которые не делаются безопасными, как только они сорвутся со своих минрепов. Учитывая, что из районов перечисленных украинских портов преобладают поверхностные течения южного направления не исключается возможность дрейфа сорванных мин в пролив Босфор и далее в моря Средиземноморского бассейна». 

«Это военное преступление»

Спустя несколько дней жители Одессы в соцсетях стали сообщать о том, что взрывы морских мин происходят в зоне прямой видимости с берега. Речь не шла о подрывах каких-либо судов — устаревшие взрывные устройства срабатывали самопроизвольно. Сорванные же ушли в бесконтрольный дрейф, угрожая всем кораблям, выходящим в море.

В Киеве предупреждения ФСБ России поспешили объявить фейковыми, а вот в Турции отнеслись к ним со всей серьезностью и, как оказалось, совершенно не зря.

   
   

«Мины, которые Украина умышленно оставила в море, это военное преступление. Я считаю, что в связи с этим должны быть приняты меры. Это дело должно быть расследовано в Международном уголовном суде», — приводит портал «Вести» слова бывшего начальника штаба ВМС Турции Джихата Яйджи.

Ранее сообщалось о том, что заминировано было и морское побережье Одессы — местные жители зафиксировали работу саперов на видео. Делалось это из опасений высадки российского морского десанта. Однако на практике и устройства, установленные на побережье, также начали взрываться самопроизвольно. 

Украинская переработка советского наследия

Морская корабельная якорная малая гальваноударная мина ЯМ была разработана в 1943 году и наиболее активно использовалась во время боевых действий на Балтике, а также позднее в ходе Корейской войны. Вес мины составляет 175 кг, из которых масса заряда — 20 кг, глубина установки — до 50 метров.

Еще 2020 году военные эксперты писали со ссылкой на украинские источники о том, что представители ВМСУ поставили задачу перед украинскими предприятиями оборонной отрасли привести в боевую годность старые советские морские мины, доставшиеся Киеву после развала СССР. В частности, в качестве места, где производятся такие работы, упоминалось предприятие «Технокластер», входящее в НПО «Кливер», расположенное в Луганской области, в городе Красный Луч. 

Использовать мины предполагалось как для защиты от десантных операций, так и в случае наступательных действий украинской армии, для блокировки выхода кораблей Черноморского флота из мест базирования.

Ловить «гостинцы» предстоит еще долго?

Но взрывные устройства 80-летней давности надежностью не отличаются, как с ними не работай, да и специалистов высокого класса по минному делу в ВМСУ не оказалось. В итоге постановка мин в акватории Одессы, Очакова и других портов превратилась в самый настоящий водный терроризм, который наибольшую угрозу несет не для военных кораблей, а для гражданских транспортных судов и рыбаков.

В результате для ВМС Турции сейчас главной задачей стал отлов «сбежавших» украинских мин. Есть довольно высокая вероятность, что нынешний «гостинец» далеко не последний, и ликвидировать последствия сомнительной украинской стратегии «минной войны» предстоит еще долго.