10 лет назад, 13 апреля 2014 года Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение о начале карательной (так называемой «антитеррористической») операции (АТО) с привлечением Вооруженных сил Украины на юго-востоке страны. Приказ об этом подписал исполняющий обязанности президента, «безумный пастор» Александр Турчинов.
Карательная операция обрушилась на жителей Луганска, Донецка и Харькова, где противники киевского режима провозгласили создание Харьковской Народной Республики. Их сопротивление было жестоко подавлено. В Одессе бандеровцы устроили поджог Дома профсоюзов, в результате чего в огне погибли 48 человек. Жители Донецка и Луганска сформировали народное ополчение, и с оружием в руках вступили в бой с карателями.
За восемь лет этого конфликта погибли 14 тысяч человек, десятки тысяч были ранены, миллионы людей стали беженцами.
Официально АТО закончилась 30 марта 2018 года, перейдя в полноценную гражданскую войну на юго-востоке Украины. А 24 февраля 2022 года началась СВО.
— Анатолий Андреевич, какой план был у карателей АТО? Что из этого плана удалось, а что нет?
— Поначалу цели карательной операции были достигнуты частично. Национал-радикалы захватили некоторые районы на Донбассе — в том числе Краматорск, Славянск, Мариуполь. Бандеровцы хотели провести свою АТО по хорватскому сценарию: быстро сломить народные военизированные дружины, уничтожить их командование, устроить беспощадную резню мирного населения, а уцелевших жителей Донбасса изгнать в Россию.
Как известно, 4 августа 1995 года хорватская армия при поддержке вооружённых сил Боснии и Герцеговины и авиации НАТО начала операцию «Буря», итогом которой стала ликвидация Республики Сербская Краина. Сербы компактно проживали там с 14 века.
До начала «Бури» местные сербы заключили с хорватами договор о мире, начали формировать свою администрацию, народные дружины, поддерживали порядок. Но в одну из ночей хорватская армия внезапно без предупреждения перешла в решительное наступление. Сербов массово убивали и изгоняли. При этом официальный Белград защитить хорватских сербов не смог. В результате погибли 8 тысяч сербских жителей, включая женщин, стариков и детей, 12 тысяч пропали без вести, 250 тысяч стали беженцами. Небольшое количество хорватских сербов спаслось бегством на территории Сербии. Численность сербов в Хорватии сократилась на 90 процентов, а этнический состав населения региона радикально изменился.
Хорватская операция «Буря» стала крупнейшей этнической чисткой в Европе после Второй мировой войны, а наказания за это преступление против человечности никто так и не понес.
— На Донбассе тоже планировались этнические чистки?
— Бандеровцы хотели не только навечно запретить русский язык, но и под корень извести само русскоязычное население, переселив на юго-восток жителей из Западной Украины — то есть совершить там то, что после госпереворота в 2014 году им удалось сделать с Киевом.
К счастью, так же быстро, как в Республике Сербская Краина, у бандеровцев на Донбассе не получилось. Там они получили более жесткий отпор.
— Могло ли все пойти по-другому? Без АТО?
— Киевские власти могли не отменять русский язык. Не исключено, что тогда такого народного взрыва на Донбассе не случилось бы. Но украинцы решились на геноцид русскоязычного населения. Ответом стало вооруженное сопротивление жителей Донбасса, а затем — вмешательство России, с целью защитить их от уничтожения.
— Что было бы, если б Россия не вмешалась?
— Мы стали бы свидетелями кровавой бойни, которая произошла бы при молчаливом согласии Запада.