Газовое братство. В Иране проходит форум стран-экспортеров газа

Встреча Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ). © / РИА Новости

Объединителем в своё время выступила Россия. Точнее, лично Владимир Путин: с 2008 года, когда был принят устав и подписано учредительное соглашение, форум получил статус международной организации. К слову, генеральным секретарём до 2014 года был россиянин, сейчас – иранец, штаб-квартира организации находится в столице Катара Дохе.

   
   

В организацию входят 12 государств. Кроме России, это Алжир, Боливия, Венесуэла, Египет, Иран, Катар, Ливия, Нигерия, Объединённые арабские эмираты, Тринидад и Тобаго, Экваториальная Гвинея. На них приходится 79% всех мировых запасов газа и 45% газового экспорта. Кроме того, 6 газодобывающих стран имеют статус наблюдателя. То есть, стоят чуть в стороне от мировой газовой битвы – производителей с потребителями и портят статистику организации: Оман, Нидерланды, Перу, Норвегия, Казахстан и Ирак. С ними доля мирового газового экспорта ФСЭГ была бы заметно выше, а у организации было бы больше оснований претендовать на звание «газовой ОПЕК». Впрочем, двери в организацию не закрыты.

Тем временем, участие на уровне глав государств и правительств на форуме подтвердила Боливия (президент Эво Моралес), Венесуэлы (призедент Николас Мадуро), хозяин форума Иран (президент Хасан Рухани), Нигерии (президент Мохаммаду Бохари), Экваториальной Гвинеи (президент Теодоро Обианг), Алжира (премьер Абдельмалек Селляль). Остальные прислали министров энергетических ведомств.

Зато в качестве специального гостя – «звезды» мира газодобычи по приглашению хозяев саммита в Тегеран приехал президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов. С ним, а также с президентом Венесуэлы у Владимира Путина на сегодня запланированы отдельные встречи. Кроме того, состоятся важные переговоры президентов России и Ирана, а также возможна встреча Владимира Путина с верховным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи. К слову, после саммита прикаспийских государств в 2007 году это будет вторая поездка Владимира Путина в Иран, но уже третья встреча с его нынешним президентом.

Темой российско-иранской встречи на высшем уровне, как пояснили в Кремле, будет торгово-инвестиционное взаимодействие (доля Ирана во внешней торговле России составляет пока жалкие 0,2%), атомная энергетика (хочется и дальше строить иранцам атомные станции), добыча углеводородов (на иранский рынок хотят выйти российские компании), военно-техническое сотрудничество. После недавнего заседания российско-иранской межправительственной комиссии, её глава с российской стороны вице-премьер Дмитрий Рогозин рассказал, например, об интересе крупнейшей иранской авиакомпании к российскому пассажирскому самолёту «Сухой суперджет», потребность – около сотни лайнеров. Осенью был переподписан контракт на поставку Ирану российской системы ПВО С-300. Контракт подписали ещё в 2007 году, но в условиях санкций против Ирана его выполнение Россия остановила в 2010 году, а Иран подал иск на 4 млрд. долларов. По некоторым сведениям, речь идёт о 4 дивизионах, которые теперь могут быть поставлены в 2016-2017 годах.

Очевидно, что речь на переговорах президентов России и Ирана зайдёт и об иранской ядерной программе, о сирийском конфликте и борьбе с терроризмом. Тем временем, главным событием будет всё же газовый форум.

- Планируется обсуждение перспектив развития глобального газового рынка, стимулирование потребления газа как наиболее доступного, экономически выгодного и экологически чистого вида энергоресурсов, - пояснил накануне поездки российской делегации в Иран помощник президента России по внешней политике Юрий Ушаков. - Пройдёт обмен мнениями по проблемам, стоящим на пути развития газовой отрасли. Особое внимание будет уделено скоординированным шагам по защите интересов стран-производителей. Речь, в том числе, пойдёт о сохранении практики долгосрочных контрактов на поставку газа и справедливом распределении рисков между поставщиками и потребителями топлива.

   
   

Главной проблемой для газового рынка, похоже, становится привязка к низким сейчас ценам на нефть. А для России в качестве экспортёра – появление на этом рынке всё большего количества поставщиков сжиженного газа – США, например, цены на который к нефти вообще не привязаны.

По итогам ожидается принятие совместной декларации, где будут отражены принципиальные позиции по приоритетным вопросам международного сотрудничества в газовой сфере, также поведал помощник Президента России. Это абсолютный суверенитет стран-производителей газа над их природными ресурсами, констатация факта, что все участники форума являются надёжными экспортёрами, активизация обмена информацией и данными между участниками форума по производству и торговле газом. Это объединение усилий по продвижению газа как наиболее экономичного и экологического топлива, наращивание инвестиций в газовую отрасль, сохранение практики долгосрочных контрактов для обеспечения баланса интересов и равноправного распределения рисков между продавцами и покупателями. Это обеспечение прозрачности рынка газа и справедливого ценообразования, которое гарантировало бы окупаемость инвестиций стран-производителей в капиталоёмкие проекты добычи и транспортировки газа. И, наконец, развитие диалога с потребителями и международными организациями, которые занимаются вопросами энергетики.

При этом в Кремле, судя по словам Юрия Ушакова, ориентируются на прогнозы тех экспертов, которые предрекают рост спроса на газ опережающими темпами по сравнению с нефтью и другими энергоресурсами.

Ожидается, что к 40 году глобальная потребность в газе увеличится на 32 % до 4,9 трлн. кубических метров,  сказал г-н Ушаков. Это открывает большие возможности для наращивания производства и поставок, в том числе, нашей страной. Отмечу, что у нас развитие газовой отрасли – один из приоритетов экономики. Сейчас разработан проект национальной энергетической стратегии на период до 2035 года, он находится на рассмотрении правительства. По ряду оценок, добыча природного газа в России может быть увеличена на 40%.

Впрочем, исходя из проекта декларации форума, для этого ещё потребуется убедить потребителей, что газ – лучшее топливо,  заставить их подписывать долгосрочные контракты, да ещё и по справедливой цене. А есть ли она в мире, эта справедливость?