Эксперт: «Лукашенко не допустит бардака, который случился на Украине»

Александр Лукашенко. © / Reuters

На очередных президентских выборах в Белоруссии победу одержал Александр Лукашенко. Какие факторы помогли ему в пятый раз стать главой государства, есть ли у политика реальные соперники и признает ли Европа результаты голосования, АиФ.ru рассказал эксперт ВШЭ Дмитрий Болкунец.    
   

Наталья Кожина, АиФ.ru: Дмитрий Викторович, пятые в истории Белоруссии президентские выборы с участием Лукашенко окончились его безоговорочной победой, как вы оцениваете их результат?

Дмитрий Болкунец: Моя позиция в том, что выборы, с одной стороны, были, а с другой — нет. По ряду причин. Безусловно, были кандидаты, но все они абсолютно «ручные», никакой угрозы для Александра Григорьевича не представляли. Ещё не успели подсчитать голоса, как кандидаты так называемой оппозиции признали Лукашенко победителем, поздравили его с убедительной победой. Это означает, что никто из этих людей не верил в свой успех, они были в роли статистов. Татьяна Короткевич — единственная, кто промолчал, но она реально не претендовала на власть, потому что широкой белоруской публике стала известна только в начале мае. Лукашенко подчёркивает свою особую роль в Белоруссии, делает всё возможное, чтобы не допустить появления соперников, которые могут составить реальную альтернативу.

— Какую роль в победе Лукашенко сыграл госпереворот в соседней Украине, вылившийся в гражданскую войну?

— Конечно, он отразился на результатах выборов. Граждане сегодня боятся любых провокаций, демонстраций. Последняя массовая оппозиционная демонстрация была организованна на прошлых президентских выборах. В этот раз несколько сотен человек вышли на митинг, протестовали, но никакой угрозы для власти они не представляли. Лукашенко даже сам заявил, что дал команду никого пальцем не трогать, потому что он очень опасается серьёзных, негативных оценок со стороны ЕС и Штатов. Александр Григорьевич ожидает, что выборы признают и с него снимут санкции.

Ещё одна особенность выборов — часть оппозиции, которая могла составить ему конкуренцию и как-то повлиять на исход выборов или организовать акцию протеста, находится в эмиграции. Они ведут свою деятельность вне республики. Хотя надо признать, что эти люди тоже не пользуются большой поддержкой населения. Общество боится революции, но подобный сценарий Белоруссии в ближайшее время не грозит, конечно, если в стране не наступит голод и холод.

— Как вы думаете, Запад признает эти выборы, что будет дальше?    
   

— Скорей всего, да. Кроме того, Александр Лукашенко попробует выторговать побольше ресурсов у России под предлогом того, что он является незаменимым партнёром и ему нужны финансы для того, чтобы не раздражать Москву и не дружить с Западом. Он будет пытаться балансировать, что он и делает на протяжении долгого периода времени. Важно понимать, что для России он действительно является стабильным, предсказуемым партнёром и, несмотря на всю мою критику, которую я высказал ранее, остаётся большим идеологом интеграции, старается вовлекать свою страну во все интеграционные процессы с участием России. Это вынужденная ситуация, которая обусловлена экономической зависимостью республики от российских ресурсов, от газа, нефти и сбыта белорусской продукции на российском рынке. Уйти от этого сложно, поэтому он вынужден с этим считаться.

— Вы сказали, что для России Лукашенко — стабильный партнёр, а как его воспринимает Запад, особенно, если учесть улучшение отношений Александра Григорьевича с Европой в последнее время? По сути дела, зачем устраивать в Белоруссии «Майдан», если президент такой сговорчивый, идёт на любые уступки?

— Это вопрос денег и цены. Для России он удобный партнёр, потому что он предсказуемый. На Западе иная история: если в России власть более или менее стабильная и не меняется на протяжении многих лет, то в Европе власть меняется от выборов к выборам. Приходят новые политики и команды, все начинают выстраивать свою политику с чистого листа, и они не всегда знают, что делали предшественники и какие «шишки» набили. В этом их особенность — совершать ошибки, которые совершали до них. Александр Лукашенко может говорить одно, а делать другое, не выполнять свои обещания. В России к этому уже привыкли, европейцы могут по-другому это видеть: раз он пообещал, то сделает. Нужно понимать, что изоляция Белоруссии вредит и ей самой, и России, иметь партнёра, у которого разорваны отношения с ближайшими соседями, неправильно, поэтому снятие экономических и политических санкций — рациональный шаг. Нужно восстанавливать коммуникацию, республике нельзя жить за «колючей проволокой», иначе возникает деградация и синдром «местечковости».

Это политическая игра, попытка выживания, кто больше даст ресурсов, с теми мы и «пляшем». Никто же не говорит, что нужно дружить только с Россией. Политика должна быть многовекторной и последовательной… А не так, что сегодня мы дружим с Москвой, завтра разворачиваемся и говорим, что Россия плохая и мы идём в Европу, и наоборот. Был уже один такой политик, который сейчас находится в России, в бегах — Виктор Янукович. Он тоже часто менял один стул на другой, а потом просто упал между ними, нужно соблюдать определённый баланс.

— Лукашенко чувствует этот баланс?

— Конечно, он не допустит такого бардака, который случился на Украине. В Киеве был полный беспорядок и абсолютно слабый президент, он допустил провокации и появление оружия в центре Киева, он знал о том, что боевики готовятся к атаке. Сейчас уже Порошенко не может справиться с ними и рискует тоже отправиться странствовать по Европе. Когда у людей есть оружие, они безнаказанно разгуливают по центру города, палатки ставят — очевидно, что это не мирная демонстрация. Белоруссия — другая история.