Эксперт: федерализация – мягкий сценарий будущего Сирии

СМИ сообщали о том, что Россия и Запад рассматривают возможность федерализации Сирии. Насколько это вероятно, АиФ.ru узнал у руководителя Центра анализа международной политики ИГСО Михаила Нейжмакова.    
   

Оксана Морозова, АиФ.ru: Какова вероятность федерализации Сирии?

Михаил Нейжмаков: Как мы помним, ранее звучали гораздо более жёсткие сценарии для будущего Сирии. Я имею в виду распад этого государства на несколько частей. Осенью о подобном пути в своей публикации говорил Генри Киссинджер. Конечно, федерализация — более мягкий вариант. Кроме того, она уже фактически происходит в той или иной мере. Можно отметить курдскую общину Сирии, которая довольно давно пользуется фактической автономией от действий Дамаска. Понятно, что, если мир в Сирии будет долгим, данная община получит уже законодательно закреплённую самую широкую автономию.

Для внешних игроков появление отдельных автономных регионов в стране тоже выгодно, поскольку это создаёт возможность действовать на ситуацию в Сирии не только на общегосударственном, общенациональном уровне, но и на уровне регионов. А значит, фактически они смогут получить зоны влияния внутри страны.

— Какую позицию выберет для себя сирийское правительство?   

— Я думаю, что оно будет склоняться к асимметричной федерации, т. е. устройству, при котором уровень контроля центрального правительства над разными регионами — разный. При наличии отдельных автономных регионов будут сохраняться и такие, над которыми контроль официального Дамаска останется максимально широким и твёрдым.

— Как вы считаете, будет ли обсуждаться вопрос федерализации на новом раунде межсирийских переговоров? 

   
   

— Скорее всего. Однако вопрос федерализации —  это не дело одной встречи. Всем ясно, что нынешнее перемирие достаточно неустойчивое, официальный Дамаск и вооружённая оппозиция рассматривают его как передышку, возможно, аналогичное отношение и у части внешних игроков. А значит, та же самая Турция будет рассматривать возможность вмешательства во внутриполитическую ситуацию, в том числе, чтобы расширить своё влияние.

Компромисс, достигнутый в результате переговоров, будет восприниматься всеми сторонами как временный, с надеждой, что в будущем каждый отыграет что-то в свою пользу.

Вполне вероятно, что ситуация вернётся к масштабному конфликту даже в ближайшие месяцы, но если перемирие будет относительно долгим, то федерализация возможна.

Однако она не будет устойчивой, поскольку каждая из действующих в регионе сил попытается выиграть для себя дополнительное преимущество, потребовать дополнительную автономию или контроль над какими-то новыми территориями.

Опять же федерация более неустойчивая во многих аспектах, чем централизованное государство. Скорее всего, будет попытка воздействия через автономные единицы со стороны внешних игроков, чтобы раскачать ситуацию в Сирии в будущем. Более того, даже там, где конфликт между разными общинами не всегда переходит в вооружённое противостояние, всё же отношения между центром и регионами после такого жёсткого переустройства государства оказываются неустойчивыми. Можно вспомнить тот же самый Ирак, где между центральным правительством и Иракским Курдистаном были споры по поводу территорий и полномочий двух сторон. Семена конфликта останутся в Сирии во множестве, даже если сейчас ситуация не будет переходить к вооружённому столкновению.