Оксана Морозова, АиФ.ru: Какова вероятность федерализации Сирии?
Михаил Нейжмаков: Как мы помним, ранее звучали гораздо более жёсткие сценарии для будущего Сирии. Я имею в виду распад этого государства на несколько частей. Осенью о подобном пути в своей публикации говорил Генри Киссинджер. Конечно, федерализация — более мягкий вариант. Кроме того, она уже фактически происходит в той или иной мере. Можно отметить курдскую общину Сирии, которая довольно давно пользуется фактической автономией от действий Дамаска. Понятно, что, если мир в Сирии будет долгим, данная община получит уже законодательно закреплённую самую широкую автономию.
Для внешних игроков появление отдельных автономных регионов в стране тоже выгодно, поскольку это создаёт возможность действовать на ситуацию в Сирии не только на общегосударственном, общенациональном уровне, но и на уровне регионов. А значит, фактически они смогут получить зоны влияния внутри страны.
— Какую позицию выберет для себя сирийское правительство?
— Я думаю, что оно будет склоняться к асимметричной федерации, т. е. устройству, при котором уровень контроля центрального правительства над разными регионами — разный. При наличии отдельных автономных регионов будут сохраняться и такие, над которыми контроль официального Дамаска останется максимально широким и твёрдым.
— Как вы считаете, будет ли обсуждаться вопрос федерализации на новом раунде межсирийских переговоров?
Компромисс, достигнутый в результате переговоров, будет восприниматься всеми сторонами как временный, с надеждой, что в будущем каждый отыграет что-то в свою пользу.
Вполне вероятно, что ситуация вернётся к масштабному конфликту даже в ближайшие месяцы, но если перемирие будет относительно долгим, то федерализация возможна.
Опять же федерация более неустойчивая во многих аспектах, чем централизованное государство. Скорее всего, будет попытка воздействия через автономные единицы со стороны внешних игроков, чтобы раскачать ситуацию в Сирии в будущем. Более того, даже там, где конфликт между разными общинами не всегда переходит в вооружённое противостояние, всё же отношения между центром и регионами после такого жёсткого переустройства государства оказываются неустойчивыми. Можно вспомнить тот же самый Ирак, где между центральным правительством и Иракским Курдистаном были споры по поводу территорий и полномочий двух сторон. Семена конфликта останутся в Сирии во множестве, даже если сейчас ситуация не будет переходить к вооружённому столкновению.