Украинские дипломаты оказались замешаны в довольно неприглядной истории в Германии. Посол Украины в ФРГ Андрей Мельник пытался давать местным ученым указания о том, с кем и как им сотрудничать в области изучения украино-германских отношений.
Научная комиссия
В 2015 году на фоне «Евромайдана» и заявленного новыми украинскими властями стремления в Европу Ассоциация историков Германии предложила создать совместную украино-немецкую комиссию ученых. Суть предложения сводилась к тому, что в Германии хотели в духе новых веяний вычленить исторические вопросы, связанные со взаимоотношениями именно с Украиной, а не с Российской империей или Советским Союзом.
В состав германо-украинской комиссии историков вошли по 7 специалистов от каждой страны. За 5 лет деятельности были проведены несколько научных конференций, десятки ученых и студентов из Украины и Германии получили стипендии для исследовательской работы. Финансовую поддержку работе комиссии оказывали Германская служба академических обменов (DAAD) и Фонд имени Роберта Боша.
В 2016 году патронат над научной комиссией взяли главы МИД Украины и Германии. Однако вскоре с украинской стороны в адрес германо-украинской комиссии стала звучать критика. Все дело в том, что выводы ученых зачастую не вписывались в концепцию, принятую ныне в Киеве.
Не сошлись во взглядах на Голодомор
Осенью 2019 года Украина попыталась добиться признания Германией так называемого Голодомора геноцидом украинского народа. Однако ни МИД Германии, ни правительство страны, ни парламентарии не захотели поддержать украинскую концепцию.
Это вызвало крайнее недовольство посла Украины в Германии Андрея Мельника. Позицию немецкой стороны и ее аргументы он назвал «не выдерживающими никакой критики». Причем более всего Мельника не устроила позиция германо-украинской комиссии, которая отказалась давать научные рекомендации бундестагу о признании Голодомора геноцидом украинского народа.
Немецкие историки придерживались мнения, что понятие «геноцид» стало международным термином только после Второй мировой войны и поэтому применять его к событиям начала 1930-х годов некорректно. Поэтому, несмотря на призывы украинских коллег, давать рекомендации немецкому парламенту они не стали. За формальным отказом стояло нежелание быть втянутыми в неизбежные политические распри.
Кто такой Андрей Мельник?
45-летний уроженец Львова Мельник стал послом Украины в Германии в 2014 году. На своем посту дипломат активно продвигает «новую версию» украинской истории, в которой Россия для Незалежной — вечный враг и агрессор.
В мае 2020 года Мельник отказался возложить памятный венок в Берлине в честь 75-й годовщины Победы вместе с главами посольств России и Белоруссии по приглашению мэра Берлина Михаэля Мюллера.
«Даже в худшем кошмаре я не могу себе представить, что возлагаю венки на стороне представителей страны, которая более шести лет цинично ведёт на востоке Украины кровавую войну. На сегодняшний день свыше 14 тыс. украинцев были убиты в ходе всё ещё продолжающейся российской агрессии. Каждый день и каждую ночь моих соотечественников ранят и убивают, — заявил украинский посол. — Мы, украинцы, желали бы видеть больше чувства такта и эмпатии».
У самого Мельника с чувством такта большие проблемы. Как выяснилось, он пытался диктовать членам германо-украинской комиссии историков, кого следует привлекать к работе, а кого не следует.
«Неправильный» историк Касьянов
24 сентября 2020 года под эгидой комиссии проводился вебинар на тему «Был ли Голодомор геноцидом?». Накануне мероприятия, по данным DW, украинский посол направил целую серию СМС главе комиссии, профессору Мюнхенского университета имени Людвига-Максимилиана Мартину Шульце Весселю, в которых требовал исключить из повестки доклад заведующего отделом новейшей истории и политики в Институте истории Национальной академии наук Украины Георгия Касьянова.
Касьянова к украинским оппозиционерам причислить сложно: его часто приглашают на телеканалы Незалежной в качестве эксперта. Однако относительно Голодомора у него точка зрения, расходящаяся с официальной. Так, в интервью журналу «Фокус» Касьянов заявлял: «Доказательств того, что украинцы были объектом постоянного внимания репрессивного режима, нет. То, что на украинских землях репрессии имели специфический характер, — это правда, этого нельзя отрицать. Как специфический характер имели и на других национальных территориях: в Грузии, например. Но это не значит, что на этом основании можно говорить о геноциде. Фактор времени в данном случае играет против геноцида. Достаточно сказать, что партийно-хозяйственная, государственная элита УССР к моменту падения Советского Союза процентов на 75 состояла из этнических украинцев».
Понятно, что такие откровения украинского историка желанный для Киева миг признания в Германии Голодомора геноцидом украинского народа не приближали.
«Приглашение Касьянова — это пощечина и последняя капля для нашего терпения. Почему Вы боитесь приглашать украинских ученых, представляющих доминирующее мнение? Таким образом только усиливаются существующие подозрения, что работа комиссии сознательно движется в определенном политическом направлении, которое противоречит украинским интересам. Такие действия не останутся без ответа», — писал Мельник Мартину Шульце Весселю.
«Мы не можем быть инструментом украинской исторической политики»
Тональность, с точки зрения немцев, не просто резкая, а недопустимая. Скриншоты сообщений, обнародованные на сайте комиссии, по мнению немецкой стороны, доказывают: украинский посол оказывал прямое давление на историков.
Но украинцы, очевидно, решили, что в данном случае лучше быть в роли обвинителей, нежели обвиняемых. В день проведения вебинара МИД Украины отказался от поддержки комиссии. «На протяжении последнего года не усилилось впечатление, что в существующем формате деятельность комиссии соответствует национальным интересам Украины. Именно это и стало последней каплей терпения и повлекло за собой отзыв патроната МИД Украины», — говорится в заявлении, опубликованном внешнеполитическим ведомством Незалежной.
Вессель в беседе с DW назвал переписку с украинским послом «вопиющим нападением на автономию научной работы»: «Мы не можем быть инструментом украинской исторической политики. Если так понимать работу историков, то их можно сразу трудоустраивать в министерства».
Сделанные Германией
Формально отказ МИД Украины от патроната работу германо-украинской комиссии историков остановить не может. Но, разумеется, в таких условиях ее деятельность станет куда более сложной.
Германия за последние годы видела немало удивительных вещей в исполнении украинцев. Чего стоил один только консул Украины в Гамбурге Василий Марущинец, не скрывавший своих нацистских взглядов и после скандала отозванный из Германии. К слову, нынешний посол Украины Мельник в 2007-2010 годах занимал пост генерального консула в... Гамбурге.
В нынешней истории поражают две вещи: отсутствие каких-либо представлений о дипломатической этике у посла и поразительная наглость, с которой Мельник пытался навязать украинскую точку зрения немцам.
Впрочем, пенять граждане Германии могут только на себя. Ведь без помощи и сочувствия немецких политиков существование нынешнего киевского режима было бы совершенно невозможным.