Денис Пушилин: «Шансы достижения мира изначально были малы»

Денис Пушилин © / пресс-служба Дениса Пушилина

Врио главы Донецкой Народной Республики Денис Пушилин накануне годовщины начала спецоперации на Украине в эксклюзивном интервью aif.ru рассказал о сроках освобождения Донбасса, о жизни под обстрелами и о том, стоит ли ждать помощи ООН в урегулировании конфликта. 

   
   

Оксана Дякина, aif.ru: — Денис Владимирович, 24 февраля исполняется год с момента начала СВО. Как вы сейчас оцениваете текущий процесс? 

Денис Пушилин: — Год был насыщен значимыми историческими событиями, главные из которых, конечно, возвращение Донбасса домой, в Россию, и полное освобождение юга Республики. За это время мы неоднократно убедились, с каким подлым противником имеем дело. Однако и до сих пор зверства ВФУ (вооруженных формирований Украины ред.) поражают своим цинизмом. Сегодня наступательная инициатива на нашей стороне, шаг за шагом бойцы взламывают вражескую оборону, которую киевский режим выстраивал долгие восемь лет. В этом году освобождены Соледар, Клещеевка, Подгородное, Краснопольевка, Двуречье, Благодатное, Николаевка, Красная Гора, и это только начало череды возвращения из оккупации наших населенных пунктов на севере Республики.

Противник оборудовал под свои цели огромные промзоны, которые характерны для Донбасса — здесь в каждом городе есть крупные промышленные объекты. Линии обороны возводят прямо в городах, где продолжают оставаться мирные жители.

— Была неофициальная информация о том, что руководство страны поставило задачу в ближайшие месяцы освободить либо всю ДНР, либо большую часть. Как вы считаете, можно ли это сделать и от чего это сейчас зависит? 

— Давайте руководствоваться только официальной информацией. 

Несмотря на большие потери на отдельных участках фронта, противник по-прежнему отчаянно упирается. Для командования ВФУ даже заведомо проигрышные позиции подразделений не являются основанием для приказа на отступление.

Ситуация усугубляется тем, что противник оборудовал под свои цели огромные промзоны, которые характерны для Донбасса — здесь в каждом городе есть крупные промышленные объекты. Линии обороны возводят прямо в городах, где продолжают оставаться мирные жители, огневые точки оборудуются в многоэтажных домах. Наши парни отвоевывают пядь за пядью нашу землю с учетом этих осложняющих факторов. Поэтому говорить о сроках освобождения Донецкой Народной Республики пока преждевременно.

   
   

— Генсек ООН Антониу Гутерриш недавно заявил, что перспективы достижения мира на Украине снижаются, а риск ядерного конфликта возрастает. А как считаете вы? 

— Шансы достижения мира, увы, изначально были очень малы: такой исход неинтересен западным «партнерам» Украины. Не для того они провоцировали и разжигали конфликт.

Очевидно, что его эскалация выгодна, прежде всего, США. Об этом свидетельствует постоянная накачка Украины вооружением, в том числе дальнобойным. 

Конфликт противоречит внутренним интересам европейских стран, и многие простые европейцы уже ощутили на себе последствия агрессивной американской политики. Они проявились в экономическом кризисе и падении уровня жизни.

Тем не менее в ряде западных стран вначале решился вопрос с поставками натовской артиллерии, а потом и танков. Сейчас обсуждается возможность поставок истребителей.

Очень надеюсь, что США не будут повышать градус противостояния до ядерного конфликта. Хочется верить, что у западных политиков хватит благоразумия понять, что в ядерной войне не может быть победителей. 

— Может ли ООН на самом деле хоть как-то помочь в урегулировании процесса или сейчас на это можно уже не рассчитывать? 

— На данный момент — вряд ли. Мы хорошо помним, что даже одобренные резолюцией Совбеза ООН Минские соглашения Украина проигнорировала. Доверие к чьим-либо гарантиям подорвано. Рассчитывать можно только на себя. 

Денис Пушилин. Фото: пресс-служба Дениса Пушилина

— Какие города сейчас, на ваш взгляд, необходимо освободить в первую очередь? 

— Сложно однозначно ответить на этот вопрос, потому что для нас важен каждый населенный пункт — там наши люди, которые ждут освобождения. 

С точки зрения военной стратегии, конечно, перед бойцами стоит сложная задача по взятию самой мощной линии обороны с бетонированными ДОТами и укрытиями на авдеевском направлении. Именно ее прорыв во многом может переломить ход спецоперации. Кроме того, успехи на донецком, горловском направлениях влекут за собой снижение интенсивности обстрелов наших городов. 

— В сентябре этого года пройдут выборы в парламенте ДНР и главы Республики. Подготовка к ним уже началась? 

— Подготовка к выборам ведется, в первую очередь на законодательном уровне. Сейчас перед Народным Советом стоит задача разработать нормативно-правовую базу для их проведения.

— Несмотря на тяжелую обстановку, ДНР продолжает жить, в том числе мирно. Люди работают, дети учатся. Какие сейчас есть самые большие сложности у мирных жителей? Что удалось сделать за последнее время для того, чтобы им помочь? 

— Реальность на сегодняшний день такова, что в нашем регионе нет мирной жизни. Даже удаленные от фронта населенные пункты Республики, которые считались тыловыми, подвергаются обстрелам из натовского оружия. Вопрос безопасности сейчас ключевой. Поэтому не везде дети ходят в школу, в Донецке и ряде других прифронтовых городов они учатся дистанционно. 

Республика превратилась в гигантскую стройку. Особенно это заметно в тыловых городах. За прошлый год удалось восстановить 1 965 объектов, а также ввести в эксплуатацию 25 многоквартирных домов.

Много приходится решать проблем в системе жизнеобеспечения. Например, дефицит воды возник из-за того, что Киев перекрыл канал «Северский Донец — Донбасс». Из этого вытекает проблема отопления, ведь для того, чтобы заполнить систему теплоносителем, где-то нужно взять воду. А еще необходимо постоянно ремонтировать тепло-, водо- и электросети, поврежденные в результате обстрелов и пришедшие в негодность со временем. Острый вопрос — на ряд потребительских товаров завышены цены. В результате эвакуации и мобилизации возник почти повсеместный кадровый дефицит. И это далеко не все. 

Наши люди живут в непростых условиях военного времени. Но теперь, когда мы являемся регионом Российской Федерации, у нас появилась абсолютная уверенность в том, что перемены к лучшему уже начались. Сейчас осуществляется переход на российские стандарты буквально во всем, в том числе это касается и увеличения количества и размера социальных выплат. Мы чувствуем колоссальную поддержку по всем проблемным вопросам со стороны федеральных органов власти. Проблемы решаются, как системно, так и точечно. Например, ведется работа по легализации местных полисов ОСАГО во всех регионах России, чтобы нашим гражданам не приходилось платить дважды. И таких вопросов сотни. 

— Строительство дорог и социальной инфраструктуры продолжается, несмотря на обстрелы. Что удалось сделать по восстановлению жилья и других объектов и что планируете? 

— Действительно, несмотря на обстрелы, у нас активно идет процесс восстановления, Республика превратилась в гигантскую стройку. Особенно это заметно в тыловых городах. За прошлый год удалось восстановить 1 965 объектов, а также ввести в эксплуатацию 25 многоквартирных домов. 

В этом году у нас запланировано восстановление почти 2 300 объектов, намечено построить не менее 40 многоэтажек. Как только безопасность позволит, прифронтовые города также превратятся в стройки. Имеющийся опыт позволяет быстро развернуть работы. 

Основная задача — довести цены в Республике до уровня соседней Ростовской области.

Очень радуют темпы ремонта дорожного покрытия: в 2022 году было восстановлено около 290 км дорог общего пользования, в 2023 году будет отремонтировано еще 300 км. Все, кто ездил из Донецка в Мариуполь сразу после его освобождения и сейчас, удивляются, как быстро дорогу привели в порядок.

Люди у нас очень ждут возобновления прямого железнодорожного сообщения с другими регионами, в том числе с Москвой, Санкт-Петербургом и Симферополем. Однако запуск этих маршрутов станет возможным только после стабилизации оперативной обстановки. Сейчас это опасно: мы постоянно фиксируем прилеты в зону железнодорожного полотна.

— Давайте поговорим об экономике. Ощущается ли сегодня нехватка каких-то товаров в Республике?

— В Донецке и в целом по Республике нет дефицита продовольственных и непродовольственных товаров. И это, даже несмотря на непрекращающиеся военные действия. 

Продукты можно купить в супермаркетах, магазинах у дома и на рынках, при этом, в отличие от других регионов России, у нас большая доля рынка приходится именно на несетевые торговые точки. На полках магазинов представлена продукция республиканских и российских производителей, в том числе из новых регионов — Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей.

Другое дело — цены на товары. Как я уже упоминал, с этим есть проблемы, правительство работает над их понижением.

— Какие меры предпринимаются, чтобы снизить стоимость товаров и восполнить недостающие? 

— Основная задача — довести цены в Республике до уровня соседней Ростовской области. Для этого разработан целый комплекс мер. Например, планируется расширить КПП и увеличить их количество, расширить дороги, что положительно скажется на логистике, удешевит ее. 

Ведется работа с сетями. В крупных торговых сетях уже удалось снизить цены на несколько сотен позиций. На полках появились товары с ценником «Социальная цена».

Мы привыкли быть донорами, и после наступления мира обязательно перейдём к активному промышленному развитию и вернёмся к своему привычному состоянию — помогать другим.

Буквально на днях была проведена работа по снижению цен на питьевую воду в розничной сети. Для наших жителей, учитывая общую ситуацию с водоснабжением, это очень важный момент. Данная тема все время в повестке у правительства как одна из основных. 

— Как помогают другие регионы в восстановлении ДНР?

— Значительная часть ремонтно-восстановительных работ в Республике проводится в рамках программ, реализуемых другими регионами Российской Федерации.

Мы видим, как благодаря регионам-шефам наши населенные пункты постепенно преображаются. В прошлом году таким образом были отремонтированы школы в Горловке, Торезе, Снежном, Кировском, Мангуше, Мариуполе, Волновахе, Амвросиевском, Старобешевском и Новоазовском районах. Нижний Новгород реконструировал центральные площади в Харцызске и Иловайске; Магаданская область построила многоквартирный жилой дом в Ждановке, и так далее.

Также, думаю, уже каждый житель Республики отметил улучшение качества дорог. Более десяти подрядных организаций из Московской, Свердловской, Нижегородской, Ленинградской, Амурской, Кемеровской, Самарской и других областей восстановили свыше 900 тысяч кв. м муниципальных дорог.

Большой вклад в восстановление Республики вносит и Министерство обороны России. Кроме строительства в Мариуполе жилых домов, в прошлом году Военно-строительная компания построила несколько водоводов внутри Республики. Сейчас ВСК прокладывает водовод из реки Дон, чтобы не остались без воды Донецк, Макеевка, Горловка и другие города. 

В процессе восстановления налаживаются очень хорошие, добросердечные отношения между жителями наших населенных пунктов и регионов-шефов. Конечно, мы благодарны за такую братскую помощь. Уверен, Донбасс в долгу не останется, это не в наших принципах. Мы привыкли быть донорами и после наступления мира обязательно перейдем к активному промышленному развитию и вернемся к своему привычному состоянию — помогать другим.