Ситуация вокруг столкновения российского корабля «Амур» с японском рыболовецким судном, к сожалению, развивается в негативном для россиян ключе. Японские власти, очевидно, решили сделать виновными в трагедии российских моряков.
Причинение смерти по неострожности
Японское агентство Kyodo сообщило о задержании 38-летнего помощника капитана «Амур» Павла Добрянского. По заявлению представителей полиции, он подозревается в причинении смерти по неосторожности, а также в нарушениях в процессе маневрирования корабля.
Российский консул Роман Колесник подтвердил РИА Новости, что третий помощник капитана «Амура» Павел Добрянский находится в следственном изоляторе города Момбецу. По словам консула, в течение 72 часов японская сторона должна официально начать следствие.
«Если следствие откроют, закон выделяет на него „10 плюс 10 суток”. «По истечении этого срока принимается решение, отпустить его или предъявить официальные обвинения и передать дело в суд», — приводит РИА Новости слова дипломата.
Столкновение в тумане
Инцидент с человеческими жертвами произошел в Охотском море утром 26 мая. Столкновение произошло около 6 часов утра по местному времени (около полуночи по московскому времени) в 23 километрах от японского порта Момбецу. В данном районе было выпущено предупреждение для кораблей о наличии сильного тумана.
Рыболовецкое судно «Дай-хати Хокко-мару» водоизмещением 9,7 тонны столкнулось с российским кораблем «Амур» водоизмещением 662 тонны. В результате столкновения японское судно перевернулось, а его экипаж, состоящий из пяти человек, оказался в воде. Члены экипажа «Амура» подняли японцев на борт и оказали им помощь. Сразу после этого о произошедшем была проинформирована японская сторона, в зоне ответственности которой произошло столкновение. Пострадавшие члены экипажа «Дай-хати Хокко-мару» береговой охраной были доставлены в больницу города Момбецу, однако трое рыбаков от полученных травм скончались. По данным NHK, в числе погибших 64-летний Кенрио Намабата, 37-летний Сеитоши Иноуэ и 39-летний Сунсуке Конно.
«Столкновение произошло примерно на линии соприкосновения в условиях сильного тумана. Они могли не заметить маленькую рыболовецкую шхуну. Но ее там и не должно было бы быть, потому что слишком далеко от берега. Капитан действовал правильно, в соответствии со всеми инструкциями: судно сразу же остановили, провели спасательную операцию, всех подняли из воды, но трое, видимо, от переохлаждения были без сознания. Об этом сразу же сообщили в службу безопасности на море Японии, но пока они прибыли, эти три члена экипажа скончались», — заявил генеральный консул России в Саппаро Сергей Марин.
«Российское судно врезалось в нас»
Посольство России в Японии на своей странице в соцсети опубликовало официальный комментарий: «Глубоко сожалеем о случившемся. Выражаем искренние соболезнования родным и близким погибших. Находимся в постоянном контакте с японской стороной, уточняем все обстоятельства происшествия. Исходим из того, что оно будет объективно и непредвзято расследовано компетентными органами. Со своей стороны Посольство и Генконсульство России в Саппоро окажут все необходимое содействие россиянам, находившимся на борту судна „Амур“, которое в сопровождении корабля Управления безопасности на море Японии было направлено в порт Момбецу (о. Хоккайдо)».
То, что события могут пойти по негативному сценарию, стало понятно уже в день трагедии, когда один из выживших японских рыбаков обвинил в столкновении россиян.
«Во время аварии мы выполняли работу и не могли двигаться по тросу в море. Российское судно врезалось в нас», — приводило слова рыбака агентство Kyodo.
Вскоре стало известно, что Япония приняла решение задержать судно «Амур» в качестве залога выплаты компенсаций за столкновение с японской шхуной по решению суда в связи с тем, что переговоры о компенсациях столкнулись с трудностями, а возвращение судна в Россию может их усложнить. Власти Японии изъяли судовые документы, а члены экипажа до разрешения вопроса с выплатой компенсации оказались, по сути, в положении заложников.
Россиян вынуждают признать вину
Первоначально полиция отрицала, что существуют какие-либо подозрения в отношении членов российского экипажа. Однако 2 июня в беседе с РИА Новости генконсул Сергей Марин заявил, что на них оказывается давление: «Весомых доказательств вины наших моряков с судна „Амур“ нет. По нашим данным, сейчас есть попытки оказания давления на капитана и третьего помощника с целью вынудить их признать некую несуществующую вину».
И вот теперь помощника капитана «Амура» отправили в следственный изолятор. Очевидно, по замыслу японских властей, это должно заставить Павла Добрянского дать нужные следствию показания.
Ясно, что ситуация с «Амуром» никоим образом не улучшает двусторонних отношений между Токио и Москвой, которые и без этого далеки от идеала. Более того, складывается ощущение, что кое-кому в Японии хочется поиграть мускулами, продемонстрировав готовность разговаривать с Россией языком силы.
Получается, что российские моряки, которые после столкновения в тумане спасали японцев, делали это себе на беду. Развернись «Амур» и уйди в территориальные воды России, не было бы ни требований компенсации, ни уголовных дел, а крушение японского судна списали бы на несчастный случай. Экипаж же «Амура» поступил с японцами по-человечески, за что сейчас и расплачивается.
Кому создает проблемы Токио?
Разумеется, происходящее отразится и на судьбах японских рыбаков, частенько заходящих в поисках рыбы и крабов в исключительную экономическую зону России. 28 мая 2021 года в исключительной экономической зоне Российской Федерации у острова Сахалин пограничниками была обнаружена японская шхуна «Эйхо-мару 172». Судно не отвечало на запросы, предприняло попытку бегства и при преследовании опасно маневрировало, осуществив навал на сторожевой катер и подвергнув угрозе жизни и здоровье его экипажа. В итоге шхуну задержали и отконвоировали в сахалинский порт Корсакова. При осмотре на борту нашли живого краба, варено-мороженую крабовую продукцию, а также промысловое оборудование.
Можно не сомневаться в том, что чем дольше будет развиваться эпопея с «Амуром», тем больше японских браконьеров будут поставлены на длительную стоянку у российских берегов.