«Декоммунизация» генерала Ли. Зачем США объявили войну собственной истории?

Памятник генералу Роберту Эдварду Ли в Шарлоттсвилле. © / JOSHUA ROBERTS / Reuters

В Соединенных Штатах закипели нешуточные страсти. Призраки Гражданской войны 150-летней давности неожиданно встали в полный рост. В городе Шарлотсвилле попытка сноса памятника командующему армией Конфедерации генералу Роберту Эдварду Ли обернулась кровавыми столкновениями с человеческими жертвами.

   
   

«Воин-герой!» — кричат одни. «Расист и негодяй»! — кричат другие. А ведь еще недавно примирение Севера и Юга Америки после Гражданской войны некоторые предлагали в качестве примера для прекращения столетней вражды красных и белых в России.

Так почему вдруг взорвалась Америка? И кем на самом деле был генерал Ли?

Роберт Эдвард Ли: история «воинствующего рабовладельца»

Потомок первых английских иммигрантов, прибывших в Америку еще в 1639 году, Роберт Ли не мечтал о карьере военного. Поступление в академию Вест-Пойнт он считал главной ошибкой в своей жизни.

Во время службы в инженерном корпусе Ли занимался расчисткой русла Миссисипи, строительством фортов и других укреплений. Он отличился во время Мексиканской войны, продемонстрировав талант командира и личное мужество. Однако сослуживцы говорили, что по натуре офицер скорее миротворец, нежели воитель.

Генерал, считающийся символом воинствующих рабовладельцев, многие годы содержал большую семью на скромное государственное жалование, а рабами обзавелся, получив наследство в возрасте 50 лет.

В начале Гражданской войны Роберт Ли, носивший погоны подполковника, уволился из федеральной армии, став генерал-майором и командующим вооружёнными силами родной Вирджинии.

   
   

Уступая северянам в численности и подготовленности войск, он наносил им поражение за поражением. Имя генерала Ли превратилось в ночной кошмар для северян.

Роберт Эдвард Ли, 1864 г. Фото: Public Domain

Горькая чаша поражения

Главный миф Гражданской войны в США заключается в том, что это была война против рабства. На деле Авраам Линкольн в начале конфликта заявлял: «Моя главнейшая задача в этой борьбе — спасти Союз, а не спасти или уничтожить рабство. Если бы я мог спасти Союз, не освобождая ни одного раба, я бы сделал это, и если бы мне для его спасения пришлось освободить всех рабов, я бы тоже сделал это».

Командующий армией Севера генерал Улисс Грант был рабовладельцем. Его рабы получили свободу только после вступления в силу поправки в Конституцию, отменяющей рабство, в 1865 году. На вопрос, почему он не освободил рабов сам, Грант отвечал: «Добрую помощь в хозяйстве в наши дни трудно найти». В то же время Роберт Эдвард Ли, который не был ни крупным плантатором, ни знаменитым рабовладельцем, дал вольную всем своим рабам, доставшимся ему по наследству, еще перед началом конфликта.

Генералу Ли пришлось испить чашу поражения до конца. 9 апреля 1865 года его Северовирджинская армия капитулировала перед войсками Гранта, что фактически положило конец войне.

Роберт Эдвард Ли оказался в списках тех 14 деятелей Конфедерации, которым не были дарованы амнистия и прощение. Последние годы жизни он проработал преподавателем и директором университета Вашингтона в Вирджинии. Он умер 12 октября 1870 года в возрасте 63 лет.

Примирение для белых

Для южан генерал Ли еще при жизни превратился в символ стойкого борца, который до коцна бьется за безнадежное дело, сохраняя честь.

Первые монументы в честь генерала Ли на юге США стали возводить еще в 1880-х годах. В 1889 году день рождения генерала стал официальным праздником в Вирджинии. Открытие еще одного памятника в Ричмонде в 1890 году собрало около 100 тысяч человек.

В Вашингтоне довольно быстро поняли, что бороться с культом Конфедерации и ее лидеров, который стал массовым в южных штатах США, дело не только бессмысленное, но и опасное.

Потому к началу XX века сложилась линия, согласно которой уважительное отношение к солдатам и генералам армии Юга стало нормой.

Линия на примирение продолжалась долгие десятилетия. Две белых Америки постарались простить друг другу старые обиды, постепенно превращая старые раны в народный фольклор.

Но из этого процесса выпали афроамериканцы, которые, получив личную свободу, по сути, не получили равных гражданских прав.

Потому в 1960-1970-х годах для чернокожих радикалов памятники генералам и политикам Юга стали мишенью для нападок.

«Генералопад»

По совести говоря, у афроамериканцев претензий к Джорджу Вашингтону и Аврааму Линкольну не меньше, чем к генералу Ли. Но замахиваться на них позволяют себе разве что самые дерзкие чернокожие стендап-комики. А вот «южан-рабовладельцев» атаковать можно.

В 1970-х памятники устояли. А вот в последние годы в Америке начался форменный «генералопад».

В одном только Новом Орлеане «под нож» пошли памятники Роберту Ли, президенту Конфедеративных Соединенных Штатов Джефферсону Дэвису, генералу Пьеру Борегару.

Памятник Роберту Ли, вокруг которого закипели страсти в Шарлоттсвилле, стоит с 1924 года. Но теперь добрались и до него. Потому что он «является символом расизма и искажает историю».

Это не мнение рядовых активистов. Мэр Нового Орлеана Митч Ладрие назвал памятники в честь деятелей Конфедерации «неверным изображением прошлого, оскорблением настоящему и плохим посланием в будущее».

В США развернулась и кампания за запрет флага Конфедерации. Знамя провинилось тем, что под ним любят собираться правые радикалы с неофашистскими взглядами.

Опасные игры

Главное отличие нынешней кампании в том, что ее возглавили видные представители Демократической партии, которые таким образом решили мобилизовать «черную Америку» на борьбу с консервативным электоратом Республиканской партии в целом и сторонниками Дональда Трампа в частности.

Снос памятников, как уже говорилось, приветствуют мэры, конгрессмены и губернаторы. Те, кто выходит на протест против таких действий, немедленно объявляются расистами и фашистами.

Говорить о том, что сплочению нации раскапывание скелетов 150-летней давности не способствует, нет смысла.

Но хуже другое. Те, кто играет в подобные игры, кажется, не отдают себе отчета, что ситуация может и вовсе выйти из-под контроля.

Не пытайтесь это повторить!

Миф о «расисте и рабовладельце» Роберте Эдварде Ли никоим образом не соответствует исторической правде. Но ведь завтра борцы против расизма могут добраться и до отцов-основателей Соединенных Штатов, и что тогда? Развенчивание культа личности Авраама Линкольна? Покаяние в преступлениях Джорджа Вашингтона?

В суровом 1917 году революционные матросы в России крушили памятники царям, считая их кровопийцами, загубившими бессчетное число жизней. И ведь правда в этом есть — Российская империя строилась дорогой ценой, платили которую вовсе не члены семьи Романовых. Большевики, однако, сумели вовремя остановиться, поняв, что бесконечная война с собственной историей счастья в будущем не принесет.

Коллективное безумие Украины давно уже не удивляет. Но массовое помешательство Америки — это по-настоящему опасно. Если «маяк свободы» перестает понимать, что в его собственной истории хорошо, а что плохо, он уже не может служить ориентиром для кого бы то ни было. А если и остается примером, то только примером того, чего ни в коем случае не нужно повторять у себя.