Что будет с диалогом с западными странами?

Ответ редакции

АиФ.ru обсудил политические итоги начавшейся российской операции на Украине с политологом и публицистом Борисом Якеменко.    
   

Глеб Иванов, АиФ.ru: После того как мы признали ДНР и ЛНР, сорвались переговоры, которые должны были состояться на уровне глав МИД. Отменилась встреча Путина и Байдена. Что будет с дипломатическими контактами с Западом после начала операции?

Борис Якеменко: Давайте вспомним, что Лавров говорил последние два года. Он постоянно говорил, что переговоры превращаются в разговоры немого с глухим. Минский процесс постоянно оттягивался, украинские власти прямо говорили, что выполнять Минские соглашения не собираются. Это традиционная тактика США — создать вялотекущий конфликт, который будет тянуться десятилетиями. Эта тактика была включена и здесь: делать вид, что мы решим вопрос, но на самом деле делать все возможное, чтобы он не был решен. 

Мы это прекратили, и теперь на Западе кое-кто, как обычно, выступает за полный разрыв отношений с нами. Но разрывать отношения с таким громадным рынком и такой гигантской территорией просто невыгодно. В 1920-х годах западные страны объявили, что вести дела с СССР они не будут. Но прошло пару лет, и Германия втихую сначала заключила торговый договор, а потом и установила дипломатические отношения. За ней побежали все остальные. Почему? Потому что нельзя было упустить гигантский рынок. И сейчас будет то же самое. 

— Каково будущее переговоров по гарантиям безопасности? 

— Пока их перспективы крайне сомнительны. Месяц назад на наши подробные предложения США и НАТО предоставили формальные отписки, сделанные на коленке. Не думаю, что ситуация на Украине изменит это. К сожалению, положение дел таково, что изменить его могут только жесткие подзатыльники. 

Не мы это придумали. США давно сменили дипломатию насилием по всему миру. Но выстроено это было таким образом, что это объявлялось «восстановлением порядка». Вспомним Югославию, Ирак, Афганистан, Сирию, Ливию. И, конечно, никому, кроме США и НАТО, больше вести себя таким образом не позволялось. Россия терпела долго. Русский мужик долго запрягает, но быстро едет. Вот мы и поехали. 

   
   

— Санкции могут изменить позицию России?

— Нет, и мы уже давно это повторяем. Нужно понимать, что санкционный ресурс по большому счету исчерпан. Все антироссийские санкции направлены против элиты. Их задача — поссорить элиту с Путиным. Однако мы видим, что фактически санкции приводят к обратному: они сплачивают элиты вокруг фигуры президента. И чем больше будет санкций против элит, тем больше это будет вынуждать их переводить свои капиталы в Россию. 

Путин в свое время тоже очень много сделал для того, чтобы «пятой колонны» из элиты не возникло. Вспомним, как многих возмущало, что в России никто из власти не уходит. Если чиновника снимают со своего поста, ему дают другой пост. Это делается для того. чтобы не вырастало пирамиды обиженной на власти бюрократии, которая рано или поздно дорастет до своего апофеоза и будет кем-то возглавлена. Тогда у тебя под боком возникнет такая проблема, с которой никакой Донбасс не сравнится. 

Но этой проблемы нет. Элиты монолитны. Санкции тем не менее будут продолжать вводиться по поводу и без, потому что их единственное назначение теперь — сдержать развитие России.