Генассамблея ООН проголосовала за приостановку участия России в Совете по правам человека ООН из-за событий на Украине. Резолюцию в числе других 93 стран поддержала и Сербия. Это решение лишило Россию права голоса и права выступать в СПЧ. В ответ в Москве заявили о выходе из Совета.
Почти в то же самое время стало известно ещё об одном событии, которое касается России и Сербии. Речь об инциденте с истребителем (предположительно это был «Фантом-15» или «Еврофайтер» воздушных сил НАТО), который 6 апреля ненадолго вошел в российское воздушное пространство, используя как прикрытие гражданский самолет авиакомпании Air Serbia. Об этом в четверг рассказал президент Сербии Александр Вучич, добавив, что Белград направит по этому поводу официальный запрос России и НАТО.
Запад продавливает в мелочах
Виталий Цепляев, АиФ.ru: Олег Владимирович, объясните, пожалуйста: какую все-таки позицию занимает Сербия в условиях сегодняшнего конфликта России и Запада? С одной стороны, мы видим в Белграде массовые демонстрации в поддержку политики Москвы. С другой, в ООН Сербия солидаризируется с Западом и осуждает эту политику.
Олег Бондаренко: Здесь нужно понимать одну простую вещь. Конечно, на Сербию оказывается и будет оказываться колоссальное давление со стороны Евросоюза и США. Но при всем при этом президент Вучич, я уверен, не изменит заявленной им еще в самом начале позиции: Сербия не введет санкции против России. Сербия останется для России дружественной страной — как по существу, так и с формальной точки зрения. То есть в списке недружественных стран, который составляет МИД РФ, ее нет и не будет. И повода для внесения в него Белград никогда не даст.
— Но почему тогда Сербия проголосовала в ООН за исключение России из СПЧ? Это попытка угодить «и нашим, и вашим»?
— Да, в этом вопросе Сербия действительно солидаризировалась с большинством стран-членов ООН. Так же, как ранее она проголосовала за резолюцию генассамблеи, осуждающую действия России на Украине. Но давайте скажем честно: от этих голосований ровным счетом ничего не зависит, и какого-то реального урона России они не наносят.
Надо понимать позицию президента Вучича. Он проводит, на мой взгляд, довольно взвешенную внешнюю политику. Он не может целиком и полностью противостоять всем инициативам Евросоюза и США. Для этого у Сербии нет ресурсов, нет достаточной мощи. Поэтому в каких-то важных для них мелочах Вашингтон и Брюссель, я думаю, смогут продавливать Белград. И два факта такого продавливания мы имеем. Но это не отменяет главного. Несмотря на колоссальное давление, Сербия — единственная из всех стран Европы — сохраняет прямое авиасообщение между Москвой и Белградом. Сербия — опять же фактически единственная из всех стран Европы — не поддерживает санкции против России. Это единственная страна, в которой российский бизнес сегодня чувствует себя в безопасности.
Приведу пример. Недавно ЕС потребовал от Хорватии прекратить поставки нефти для компании «Нефтяная индустрия Сербии», потому что почти 57% её акций принадлежат «Газпромнефти». И даже в этой ситуации сербы решили ни в коем случае не менять основного акционера — речь идет исключительно о временной переуступке прав по управлению 7,5% акций на период российской спецоперации. Эти акции будут переданы в управление сербскому государству, чтобы «Газпромнефть» не подпала под санкции и сохранила бóльшую долю акций НИС (порядка 49%). Но как только на Украине всё закончится, россияне вновь смогут воспользоваться и остальными своими акциями.
Русофил Вучич и фактор газа
— Каких ещё уступок по российскому вопросу Запад гипотетически мог бы потребовать от Белграда?
— А вы посмотрите на другие европейские страны, где происходит отъём собственности у российских владельцев. Но в Сербии об этом не может быть и речи. Мало того, что сам Вучич является известным русофилом, человеком, который выучил русский язык, уже став президентом, отдал своих детей учиться в русскую школу при посольстве РФ — покажите мне другого такого лидера в мире! Но главное, что 80% населения Сербии целиком и полностью, даже в нынешней непростой ситуации, поддерживает Россию. Так что введение каких бы то ни было антироссийских санкций там не может даже рассматриваться.
— Это именно идеологическая поддержка, не связанная лишь с тем, что сербы хотят продолжать получать со скидкой российский газ?
— Ну конечно, при чем тут газ! Сербия и до всех нынешних событий получала газ из России по довольно-таки рыночной цене. Даже несмотря на то, что главная государственная энергетическая компания Сербии принадлежит «Газпромнефти» (опять же, ни в одной другой стране Европы такого нет).
Самолёты продолжат летать в Москву
— По вашим оценкам, прекратить прямое авиасообщение с Россией Сербию все-таки не заставят?
— Нет, не заставят. У сербов в этом смысле довольно крепкая позиция. И, кстати, летают в Россию не только они, но и турки. А Сербия и Турция находятся в одинаковом положении с точки зрения Евросоюза, обе страны — всего лишь кандидаты в члены ЕС. При этом Турция, в отличие от Сербии, еще и член НАТО. И в этом смысле Белград может спокойно возразить Западу, если тот заведет разговор о сворачивании авиасообщения. Тем более что для Сербии эти перевозки, помимо прочего — огромный бизнес. В Москву летает самый большой сербский самолет А330, флагманский борт Air Serbia, который до того использовался на маршруте Белград — Нью-Йорк. И с какой стати они должны переуступать российское направление турецким авиалиниям? Если бы сербы поддались давлению, то они уже давно бы прекратили полёты. А давление нешуточное. Московские рейсы уже десятки раз «минировали», на этой неделе даже пришлось эвакуировать аэропорт Белграда — из-за сообщений о том, что там якобы заложена бомба.
— Как бы вы прокомментировали инцидент с самолётом Air Serbia, о котором рассказал Александр Вучич?
— Мне сложно это комментировать, пускай это делают военные эксперты — кому и для чего нужна была эта провокация. Не исключено, что это событие может быть очередной попыткой подтолкнуть Сербию к каким-то антироссийским шагам. Но я бы не придавал этому инциденту критического значения. Факт неприятный, но не более того. Я уверен, что безопасность авиасообщения в результате пострадать не должна.