Конгрессмены США внесли на рассмотрение проект закона о запрете применения ядерного оружия автономным искусственным интеллектом. По их мнению, закон должен гарантировать, что «независимо от того, что произойдет в будущем, именно человек, а не робот, будет контролировать использование ядерного оружия», а идея задействовать ИИ для нанесения ядерного удара без участия человека является «безрассудной и опасной».
Насколько искусственный интеллект уже контролирует использование ядерных сил? Aif.ru разбирался в этом вместе с Виктором Литовкиным.
Владимир Кожемякин, aif.ru: Виктор Николаевич, чего в данном случае на самом деле добиваются в американском Конгрессе?
Виктор Литовкин: Американцы хотят лишить нас последней возможности нанести по США удар возмездия с помощью системы «Периметр» (на Западе ее называют «Мертвая рука»). Это комплекс автоматического управления массированным ответным ядерным ударом, созданный в Советском Союзе в разгар холодной войны. В обычном режиме команду о применении ядерного оружия может отдать только одновременно тройка высших руководителей страны — президент, министр обороны и начальник Генштаба. Но что делать, если не все американские ядерные ракеты будут сбиты нашими системами ПВО, система управления войсками и государством будет разрушена, а эту команду просто некому будет отдать? Если такой возможности не будет, включится система «Периметр», которая специально предназначена для гарантированного доведения боевых приказов до уцелевших командных пунктов и пусковых установок Стратегических ядерных сил наземного, воздушного и морского базирования. Командная ракета вылетит из своей шахты, пролетит над территорией страны, подаст сигнал всем оставшимся после ударов США ядерным силам РФ, и поднимет в небо межконтинентальные ракеты, которые нанесут по США смертельный удар.
Во всех других случаях, кроме этого, использование искусственного интеллекта для нанесения ядерного удара, безусловно, недопустимо. Это решение должно оставаться за человеком.
— «Мертвая рука» действительно управляется искусственным интеллектом?
— Эту систему можно называть как угодно: «программой последнего шанса», «машиной Судного дня». Или искусственным интеллектом.
— Возможно, инициатива конгрессменов связана со словами Илона Маска, который призвал остановить масштабные эксперименты с искусственным интеллектом — поскольку, как предполагается, он может представлять серьёзную угрозу человечеству?
— Не исключено, что Маск прав. Но не думаю, что инициатива конгрессменов связана именно с ним. Скорее всего, они преследуют другую цель: лишить Россию возможности нанести ответный и обезоруживающий и окончательный удар на агрессию Соединенных Штатов. При этом, подчеркну, система «Периметр» предназначена не для агрессии, не для первого удара. Первый удар, и не только первый, а и предварительный удар, намерены наносить американцы. Это их идеология.
— Может быть, речь идет о том, что, если не исключить использование искусственного интеллекта для применения ядерного оружия, он может сам принять решение об этом — независимо от человека?
— На сегодняшнем уровне развития искусственного интеллекта он сделать этого не может. Его формируют и программируют люди. Без человека искусственный интеллект не работает.
— А что если конгрессмены в этом плане смотрят в будущее?
— Не думаю, что они озабочены этим. Американцы обеспокоены тем, чтобы утвердить незыблемое, о чем они мечтают, правило: они имеют право наносить удары, а ответить на них никто права не имеет.
— Но они хотят внедрить запрет у себя в стране, а не в России...
— Они пребывают в уверенности, что американское законодательство распространяется на весь мир. А тех, кто его нарушает за границами США, начинают притеснять.
— Такие наивные люди?
— Не наивные, а нахальные, наглые и циничные.