- Газовый конфликт сегодня стал той лакмусовой бумажкой, по которой можно определить ситуацию на Украине в целом. Очевидно, что власть не справляется со своими элементарными функциями, потому что заключение контракта на год на поставку энергоносителей – это самая элементарная, базовая функция власти. Незаключение этого контракта само по себе уже свидетельствует о полной экономический некомпетентности и президента, и премьера управлять экономическими процессами в стране. Кроме всего прочего, это окрашено целой плеядой скандалов.
Прежде всего, это связано с тем, что ни президент, ни премьер ни разу за всё время не отважились взять на себя ответственность за какие-либо существенные процессы в стране. Каждый раз они пытаются перебросить ответственность друг на друга, а если это не удаётся, они стараются найти кого-то ещё виновного.
- Как бы вы могли охарактеризовать текущую ситуацию в стране?
- Сегодня кризис на Украине состоит из нескольких главных моментов. Прежде всего, это то, что страдает 47 млн населения. Дети не могут пойти в детские сады и школы, потому что здания без отопления, миллионы семей теряют доходы, заработные платы, потому что остановлены предприятия, из-за того что газ не поступает. Мы понимаем, что бюджет за первую декаду января выполнен на 10% от норматива.
- Что это значит?
- Раз нет поступлений в бюджет, значит, нет пенсий, нет социальных платежей и так далее. Всё это – совершенно закономерный результат абсолютно бездарного руководства страной этой властью, которая пришла в 2004 году и с тех пор не смогла создать ничего, но всё, к чему она притрагивалась, она разрушила.
Точно так же, как даже те схемы поставок газа на Украину для экпортирования в Европу, даже если они вызывали какие-то нарекания с точки зрения прозрачности или непрозрачности, они были стабильными. Цена 179 была великолепной ценой для Украины. Если уже и нужно было разрушать эту систему, то по доброму согласию с партнёрами и путём мягкой замены, но точно не путём такого шантажа и давления, в результате которого две дружеских братских страны стали практически врагами, а ещё сотни миллионов людей в Европе страдают от отсутствия газа.
- Какие действия предпринимаются сейчас для урегулирования ситуации?
- Сейчас в парламенте по моей инициативе от имени оппозиции создана временная следственная комиссия. Уже состоялось её первое заседание, и был отправлен запрос всем украинским органам власти. В Россию мы также сделаем запрос в порядке согласия прислать нам нужные документы. В ближайшие дни мы встретимся с руководителями «Нефтегаза», Министерством топлива и энергетики, «Трансгаза», а на следующей неделе мы будем просить о встрече с премьер-министром и президентом Украины, для того чтобы из первых уст получить достоверную информацию.
В обществе сейчас началась понятийная шизофрения, потому что из уст подчинённых друг другу людей произносится информация, которая вообще не совместима, а это значит, что правду не говорит никто. Общество должно понять, где находится эта правда.
С моей точки зрения, этот конфликт базовый, это не просто коммерческий конфликт, а конфликт разрушения основ системы государственного управления на Украине. Сегодня в стране у нас центральной власти практически не осталось, и газовый конфликт явился последним подтверждением этого.
- Есть ли объективные технические трудности, которые препятствуют прокачке российского газа?
- Да. Объективные технические трудности состоят в следующем. Мы пока не поймём, по каким причинам, - либо это совет готовил, либо это был уже ответ на то, что не было контракта на 1 января, - газотранспортная система сегодня полностью закольцована в автономный режим. Все газопроводы, которые ранее использовались как транзитные, сегодня использованы для хода по круговой украинского газа с задействованием топлива собственной добычи и газа из хранилищ. В связи с тем что давление этого газа значительно ниже, чем давление того газа, который идёт на транзит, включение транзитного газа в нашу систему прекращает течение по целым ответвлениям газопроводов топлива, зацикленного, закольцованного для внутреннего потребления.
- Неужели это нельзя было озвучить эти условия и с самого начала подписать протокол о порядке подключения, который бы позволил странам постепенно решать эти проблемы?
- Есть такое слово грубое на сленге «залупились». Вот я даже не знаю, как это назвать по-русски или даже по-украински другим термином, потому что это слово очень ёмко описывает состояние переговоров сейчас. Понятно, что ни Россия, ни Украина не могут одночасно включить все 100% объёма экспортного газа. Договориться о том, как технически запускать это, чтобы обеспечить транспортировку, было достаточно легко. Это просто ещё одно подтверждение профессиональной некомпетентности переговорщиков.
- Насколько быстрым (или наоборот долгим) может быть переход из этого закольцованного режима подачи газа для внутреннего потребления на режим транзита?
- По нашим оценкам, если была бы гарантирована транспортировка хотя бы 50% ежедневного объёма к транзиту, который был раньше, то это бы ситуацию разрешило уже сейчас. Все профессионалы об этом говорят. Опять для нас остаётся вопросом, почему нельзя было в такой же постановке объявить такие параметры изначально в присутствие иностранных экспертов.
- Есть мнение, что весь этот конфликт был развязан по инициативе США, которые якобы указали Ющенко снова столкнуться с Россией. Согласны ли вы с этим предположением?
- Здесь я вам скажу только личную точку зрения, а не следственной комиссии, так же как и всё, что я говорила до этого в нашем интервью. Я убеждена, что все инсинуации вокруг обвинений России со стороны Украины связаны с проамериканской политикой, с желанием выполнить какие-то обязательства либо быть полезными и приятными во всех отношениях для американцев.
- Для какой администрации: для старой или той, которая со дня на день должна войти в свой права?
- Речь идёт о старой республиканской американской администрации. Перед новым годом была подписана хартия о сотрудничестве, причём была подписана с полным выходом за пределы компетенции МИДа. Это большая политическая игра, в которой задействована, к огромному сожалению, не только украинская президентская ветвь.
- Какую цель преследуют эти проамериканские политические действия?
- У Америки есть только один интерес, только собственный. Интерес Америки состоит в следующем: иметь контроль над поставками энергоносителей в Европу и иметь инструменты давления особенно на страны Старой Европы. Также они заинтересованы в том, чтобы иметь территорию Украины как плацдарм для военной экспансии на Восток.
Совершенно естественно, что в этой ситуации Соединённым Штатам не нужна сильная Украина. Это сейчас и происходит, в частности, Украина даже зачищается от промышленности. Скоро вместо страны останется выжженное поле. Мне страшно об этом думать, но исключить нельзя, что территория зачищается для США.
- Каким образом планируется достижение этих целей?
- Сценарий этого конфликта практически одинаковый с югоосетинским: провокация России на конфликт, создание из России образа врага и на этом получение политических дивидендов и помощи, денег, персонала и так далее. Та же ситуация сейчас разогревается и с газом: провокация газового конфликта, поднятие головы националистских радикалов внутри страны и создание из России образа империалиста. Только в Грузии Россия позиционировалась как военный империалист, а сейчас – как экономический империалист. И на этом фоне - привлечение иностранных специалистов. Через какое-то время - я думаю, скоро - прозвучит зов американских специалистов проинспектировать газотранспортную систему и так далее.
Это глобальные игры. К огромному сожалению, недееспособность украинского правительства приводит к тому, что Украина из субъекта международных отношений становится объектом. Нас лишают права иметь собственную позицию, а в отношении нас принимают решение, как себя вести, глобальные игроки. Поведение нашей власти граничит с предательством.
Читайте также материал Голубая удавка на европейской шее