Ну да - Россия агрессор. С 1812 года, когда в Париж вошла

   
   

На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью AIF.RU ответил Сергей Черных, Главный редактор издательского дома «Провинция», в начале 90-х - российский корреспондент в Грузии, свидетель всех драматичных событий тех лет.

- В чём была причина грузино-осетинского конфликта в начале 90-х?


- Тогда к власти пришёл Звиад Гамсахурдиа. Как известно, был он большим националистом: «Грузия для грузин», «Осетины слишком много рожают, давайте, мы ликвидируем автономию»… Вот взяли и ликвидировали автономию. В ответ на это Осетия заявила, что приказам Грузии она не подчиняется, так как не принадлежит ей в составе Советского Союза, мол, нам с вами больше не по пути. Плюс ещё пару заявлений прозвучало с той и с другой стороны. Сразу стало ясно: надо начинать войну, и она началась.

- Что тогда происходило в Южной Осетии?

- Как и на всей территории бывшего СССР, люди воевать не умели. С одной стороны фактически были ополченцы, с другой – такие же ополченцы. Грузины вошли в город, грузин выбили из города. Так всё и начиналось.

- Как очевидец тех событий, расскажите, в чём, на ваш взгляд, принципиальная разница между организацией военных событий тех лет и августом 2008-го?

- Подробно описать это трудно. Беспорядочно бегали люди, беспорядочно стреляли во все стороны из автоматов, пистолетов и всего, что может стрелять. Организации не было никакой. Похоже всё это было на борьбу бандформирований. Зато сейчас появилась какая-то тактика, стратегия: сначала артобстрел провели, потом танки зашли, потом пехота вошла. 5 млрд. долларов вложили в оборону не зря. И наши с другой стороны: приехали на танках, выбили, провели разведывательные работы, всё это под контролем наводчиков. Тогда всё не так было. Тогда редкий грузин умел управлять танком, который остался от Советского Союза. Всё было примерно так: толпа бежит в одну сторону - стреляет, бежит в другую – стреляет, из окон кто-то постреливает. Берданки у людей в руках, включая оружие 19-го века. Так вся эта война проходила. До анекдотов доходило…

Там считалось, что самая боеспособная часть находится в Южной Осетии. Когда свергали Гамсахурдиа в Грузии, все ждали, что придёт могущественное военное формирование из Южной Осетии, поднаторевшее в боях. А там не было никакого формирования: в нём был только командующий фронтом, несколько человек штаба и всё. Такая была война.

- Обострение грузино-осетинского конфликта сейчас: в чём его основная причина?

- У меня такое ощущение, что в августе 2008 года переиграли Россию начисто. Очень удачный момент для Саакашвили и начальников Соединённых Штатах Америки. Во-первых, российский МИД недвусмысленно заявил, что создан Косовский прецедент, и теперь Российский МИД сделает всё, чтобы повторить эту практику на территории Абхазии и Южной Осетии.

Второе: начинается Олимпиада. Если бы грузины занялись Южной Осетией за 2-3 дня, то народ бы погалдел и успокоился: весь увлёкся просмотром Олимпиады. Не заняли Южную Осетию – тоже большой беды для Грузии нет. Потому что сейчас фактически, никто же не будет вдаваться в подробности, что Россия защищает граждан Российской Федерации, проживающих в маленькой мятежной республике на территории Грузии. Сообщается всё короче: Россия напала на Грузию.

Сейчас Буш собирается уходить с поста президента. Саакашвили дозарезу надо до того, как он уйдёт, стать членом НАТО. Сейчас при этом раскладе позиционируется, что Грузия, маленькая демократическая страна, а большая злобная Россия не позволяет ей идти по пути демократии. Именно поэтому она начала войну против Грузии. Тбилиси и гуманитарной помощью завалят, и деньгами завалят и во все организации мыслимые и немыслимые примут. В общем, если бы они выиграли эту войну, их бы назвали победителями, так же, как и в случае проигрыша.

- Как известно, президент Грузии недавно пытался выйти на связь с Дмитрием Медведевым по телефону, но тот отказался общаться с Саакашвили. Начнут ли первые лица стран диалог в ближайшее время?

- Диалог будет идти между Путиным и Бушем. Саакашвили в данной ситуации мало кому интересен. Он – фигура политически несамостоятельная.

- Позиционирование России как агрессора: насколько долго оно будет продолжаться?

- Это может продолжаться бесконечно долго. В зависимости от того, какие далеко идущие цели американцы преследуют. В контексте «Россия – агрессор» - ещё 68-й год Прагу поминают. Странно, что Венгрию 56-го года не так часто. Сейчас будут говорить, что Россия - как была агрессором в рамках СССР, так агрессором и осталась. И Афганистан припомнят, и Финляндию, и вход во Францию в 1812 году. Пропаганда и есть пропаганда: «Россия бомбит территорию Грузии», «Россия напала на Грузию», «Россия блокирует Грузию и её порты в Поти и Батуми», -  о чём ещё тут можно говорить?

- Есть ли опасность полного исчезновения осетин как нации?

- Конечно, они на грани исчезновения. Там и так было 30 тыс. коренного населения в совокупности. А теперь ещё и в Северную Осетию часть выехала, минус погибшие, минус  Цхинвали. Город практически невозможно будет восстановить без помощи России. Народ уничтожить весь достаточно трудно, но этого маленького народа станет ещё меньше.

- Александр Бастрыкин, глава следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации,  вылетел в Южную Осетию, чтобы собирать данные для уголовных дел по геноциду населения со стороны Тбилиси. Что за этим может последовать?

- Работает большая красивая пропагандистская машина, работает очень грамотно. Конечно же, будут выявлены факты геноцида. Конечно же, найдётся много военных преступлений. Я не то чтобы сейчас поддерживаю Грузию и осуждаю Россию, ни в коем случае. Просто идёт нормальная в таких случаях работа государственных чиновников.

- Госдума сегодня вынесла на рассмотрение законопроект о признании Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. В случае положительного решения в вопросе статуса непризнанных республик, как это может сказаться на имидже нашей страны в целом?

- Мне кажется, что бы мы ни делали, это будет плохо. Примут Южную Осетию в состав Российской Федерации. Сколько сил на это будет положено? У нас сейчас нет никакой международной поддержки. Ни одна страна не скажет: правильно Россия с Грузией в Осетии воюет. Единственное, что у нас есть – рубль упадёт, курс акций обвалится, контракты разорвут. Экономические убытки будут дикие. Единственное, что мы добьёмся, это гордость внутри России за то, что страна впервые с начала перестройки не кинула людей, которые на неё надеялись. Вот всё наше моральное удовлетворение. Хотя - и этого не мало.

Смотрите также: