Сперва против президента Хосни Мубарака по всей стране выступала либеральная молодёжь. Когда в 2011 г. его скинули и к власти пришёл исламист Мухаммед Мурси, митинговать стали против Мурси, до тех пор пока в начале июля египетская армия его не свергла. Тогда на улицу вышли исламисты, и новые власти начали разгонять уже их. Сегодня счёт идёт на сотни, если не на тысячи убитых с обеих сторон. Об эвакуации уже приехавших туристов с курортов Египта речи пока нет, но покупать путёвки в эту страну многие уже отказываются...
«Чаяния миллионов»
Мировое сообщество явно не готово к новому египетскому бунту. Беспомощность демонстрирует и главный заграничный игрок на арабской шахматной доске - США. Президент Обама на днях осудил свержение М. Мурси и наказал египетских военных отменой совместных учений.
Американская политика в принципе очень идеологизирована. Если речь идёт о народных выступлениях под лозунгами свободы и демократии, США трудно их не поддержать. Короткий период правления президента Мурси и «Братьев-мусульман» ознаменовался попытками наладить с ними отношения. Но власть в Египте сменилась в очередной раз - и снова через народные выступления. После этого американцы оказались уже в полном замешательстве: с одной стороны, свергнут законно избранный президент - то, что Мурси пришёл к власти в результате честных выборов, никто в США не оспаривал. С другой стороны, сместившие его египетские военные обладают давними и прочными связями с Америкой. Более того, они гарантируют соблюдение мирного договора с Израилем, а этот договор очень важен для ближневосточной политики США. Поэтому признать случившееся военным переворотом и заблокировать связи с новым правительством американцы тоже не могли. Отсюда - удивительное заявление госсекретаря США Джона Керри, как пример дипломатической изворотливости: «Смещение президента Мурси не было военным переворотом, поскольку отражало чаяния миллионов египтян».
Точка невозврата
- Однако, если жёсткое подавление «Братьев-мусульман» и их сторонников в Египте продолжится, американцы не смогут этого игнорировать, - продолжает Ф. Лукьянов. - Ведь ещё один идеологический постулат их политики гласит: если военные стреляют в гражданских, то военные не правы. Поэтому сейчас Обама не совсем понимает, что ему делать. США хотели бы, чтобы военные как-то стабилизировали ситуацию, но при этом обошлись без кровопролития, а так не бывает. У военных любой страны нет иных средств влияния на политику, кроме стрельбы на поражение.
Отмена совместных манёвров - вещь символическая. Главное, что сохраняется ежегодная американская военная помощь Египту на 1,5 млрд долл. Но, если США признают события в Египте противоречащими принципам демократии, им, по их же закону, придётся эту помощь свернуть. А это может лишь усилить кризис в объятой волнениями стране.