«Иракская свобода»: война как авантюра, ошибка и пиар-ход

На календаре – 20 марта 2003 года. На часах – 5:30. В этот момент в Багдаде раздались первые взрывы. Так стартовала операция «Иракская свобода». Американские власти в начале кампании обещали найти и уничтожить оружие массового поражения, разорвать связи Ирака с террористами, а заодно принести демократию местным жителям, которые, по мнению Штатов, устали от репрессий Хусейна.

   
   

Тогда мировое сообщество разделилось: Франция, Германия, Индия, Китай и Россия категорически отказались от участия в военной операции. Ряд европейских лидеров, включая британского премьера Тони Блэра, согласились участвовать в кампании, вопреки общественному мнению. В общей сложности среди союзников США оказались 49 стран.

Американские власти уговаривали мировое сообщество взяться за борьбу с режимом Хусейна, апеллируя к неким данным разведки о том, что в Ираке идет производство оружия массового поражения. Вот только этого оружия там так и не обнаружилось. Не нашлось подтверждения и тому, что режим Хусейна сотрудничал с террористами. Напротив, выяснилось, что иракский диктатор и группировка «Аль-Каида» враждовали.

Война в Ираке: цели и результаты кампании>>

После начала войны американские власти признали, что данные о наличии оружия массового поражения были сфабрикованы. Фактически из-за ложного доноса началась война, которая, по самым скромным подсчетам, унесла 100 тыс жизней.

Сейчас американские власти осторожно оценивают действия администрации Буша, развязавшей эту кампанию. Нынешний президент Барак Обама отметил, что операции в Ираке были «войной по выбору». Financial Times в своих оценках гораздо резче: «крупнейшая дипломатическая ошибка периода после Второй Мировой войны», считают журналисты этого авторитетного издания. Американцы полагают, что администрация Буша войной в Ираке просто пыталась отвлечь внимание от проблем кампании в Афганистане.

Российские аналитики еще жестче. По мнению наших экспертов, именно война в Ираке дала старт волнениям на Ближнем Востоке. «Вторжение в Ирак – крупнейшая авантюра 21-го века. Свидетельство тому, что прошедшие десять лет весь Ближний Восток бурлит, живет под влиянием этой войны. Начало всех начал было в Багдаде», - уверен зампредседателя Ассоциации российских дипломатов Александр Аксененок.

   
   

Из-за войны был нарушен хрупкий межконфессиональный баланс в Ираке. На Ближнем Востоке, где соседствуют представители самых разных религиозных убеждений, такое грубое вмешательство не могло пройти безболезненно, считают политологи. «Последствия от нарушения баланса испытывают сегодня в соседней Сирии. Это перебросилось и на Сирию, и на Ливан. Кто оказался в выигрыше в итоге? Иран. Потому что был нарушен баланс в пользу шиитского большинства. Усиление Хизбаллы и война между Хизбаллой и Израилем – тоже следствие Иракской войны», - заявил Аксененок.

Военный Ирак стал своеобразным плацдармом для группировок боевиков, которые впоследствии вступили в схватку за власть в других странах Ближнего Востока. Сейчас, по мнению Аксененка, государства Ближнего Востока фактически стоят на грани распада государственности, и это тоже последствия американского военного вторжения.

«Десять лет назад в Ираке произошла национальная трагедия. Смерть гуляет в Багдаде с первого дня прихода американских властей в Ирак. Вторжение американцев дискредитировало ценности, о которых они говорили. Сейчас в Ираке слово либерал, демократ – просто ругательное. Хочешь сказать, что человек плохой, говори, что демократ», - рассказывает экс-посол Ирака в России, политолог Аббас Кунфуд. За 10 лет с начала Иракской войны Ближний Восток очень сильно изменился и, по мнению Кунфуда, понадобится еще не один десяток лет, чтобы восстановить равновесие.

Хусейн, по воспоминаниям иракского политолога, сдерживал все проявления «политического исламизма»: сопротивлялся приходу к власти каких-либо религиозных группировок. Свержение режима диктатора привело к усилению этих организаций. «Американцы разбудили черта в нашем регионе, выпустили джина из бутылки. И мы стали свидетелями развала государств, арабской весны, разгула терроризма и межконфессиональных конфликтов. Я хочу сказать: горький опыт в Ираке нанес удар и по американцам. И сейчас их более осторожное отношение к Сирии - не следствие того, что они стали мудрее. Они просто увидели свои горькие ошибки. После вмешательства американцев Ирак стал открыт для Аль-Каиды», - считает Кунфуд.

Главный вопрос сейчас даже не в том, признают ли американские власти свою ошибку. Сегодня, по мнению политологов, перед мировым сообществом стоит гораздо более серьезный и сложный вопрос: как успокоить того «джина», которого «выпустило из кувшина» американское вмешательство.