Игорь Виттель: Danse macabre на граблях

Сирийские новости можно встречать фразой «ну, что у нас плохого?» и при этом быть на 146% правым: миллион беженцев, под 100 тысяч жертв (точного количества никто не знает), похищенные «голубые каски» ООН, отпущенные в Иорданию те же «каски», сбежавшие в Израиль третьи ооновцы, еще убитые и так далее, эта музыка будет вечной?

   
   

Ну если не вечной, то долгой — вот ООН уже предупреждает, что такими темпами беженцев к концу года будет не миллион, а три, а число жертв они еще и посчитать-то не успели толком, а уж прогнозировать и подавно не берутся? По идее, в такой котел лучше не совать никакие предметы, включая ложки и собственные руки, и особенно не следует ничего туда подсыпать, потому что результат, как уже было сказано ранее, непредсказуем. Но такой здравый подход присущ, к сожалению, не всем.

Более того, складывается впечатление, что одна из супердержав ведет себя в Сирии примерно так же, как младенец, получив в руки неведомую ранее ему игрушку. Причем, совсем не мытую, а наоборот таки подключенную к электричеству. Да, я говорю о США и заранее подчеркну, что сочетание всех факторов и действий американской администрации указывает на одно — никакой речи о злом умысле тут быть не может. Совокупность телодвижений Белого дома указывает на безоговорочное отсутствие какой либо осмысленной стратегии.

Точнее, стратегия Белого дома в данный момент описывается как «мы не поддерживаем Асада, а поддерживаем повстанцев». Вопрос «а зачем?» тут останется без ответа, потому что версия «потому что они борются за демократию в стране» не выдерживает никакой критики и послужной список второй как бы показывает нам, что свержение Асада, которое является их целью, совершенно не проводится с целью привнесения в страну демократии. Но, похоже, несмотря на произошедшее в Ливии (где тоже, напомню, «повстанцы свергали тирана») и прочих осененных «арабской весной» странах, уроков из этого никто не извлек и на помощь сирийским повстанцам направлены американские инструкторы и деньги.

Повстанцев, отмечу, готовят к разного вида вооруженной борьбе, включая действия против танковых частей, хотя это обосновать как-то вменяемо и вовсе не получается. К сожалению, действия США в Сирии все больше начинают напоминать их же действия когда-то давным- давно в Афганистане. Помните,как они интенсивно готовили борцов за свободу против Империи Зла, обучали их по всей форме, и получили удивительно интересный результат. На всякий случай напомню, что одним из обучаемых звался Осамой и учился он настолько хорошо, что ему реально, точнее буквально, удалось поразить своих бывших учителей. Как минимум три раза за одни сутки...

В качестве примера, хочу привести достаточно забытый проект MIAS, начатый в 1990 году ЦРУ в Афганистане, а затем распространившийся на большинство континентов.

Суть проекта, целью которого было сокращение находящихся на руках у кого попало вооружений, заключалась в том, чтобы покупать оные ровно у тех людей и организаций, которым ранее их выдали забесплатно в рамках братской или какой там еще помощи. Например, так перепокупались наплечные зенитные комплексы «Стингер», выданные афганским муджахедам для борьбы с Советской Армией — проект так и называется Missing in action Stingers.

   
   

Полная информация об этой программе, кстати, до сих пор засекречена. Но кое-что просочилось: например, цена выкупания «Стингера» у муджахедов достигла 300 тысяч долларов за штуку, при этом один комплекс стоил в производстве 20 тысяч, а на черном рынке их продавали за 100 тысяч. Исходно ЦРУ пыталось покупать их в Афганистане по 70 тысяч за штуку, но муджахеды оказались гораздо лучшими торговцами и цены пришлось все же поднять. Возможно, в результате этого три года спустя после начала операции, в 1993 году ЦРУ обратилось к Конгрессу за дополнительными фондами на эту операцию в размере 55 миллионов долларов — выделенные в начале 10 миллионов разлетелись за считанные месяцы. В противном случае, стращали спецслужбисты конгрессменов, «бродячие» наплечные комплексы могут оказаться направленными на американские гражданские самолеты.

Чтобы подчеркнуть уровень опасности, ЦРУ приводило данные, которыми ранее хвасталось: они утверждали, что муджахеды произвели 340 запусков «Стингеров» и сбили аж 269 советских вертолетов. Насколько это соответствовало действительности — Конгресс уже не очень интересовало и деньги в проект добавлялись несколько раз. Однако, несмотря на это Стокгольмский институт исследования проблем мира назвал программу MIAS «провалом» и был прав: в руках «борцов за свободу» осталось еще предостаточно оружия, тогда как аналогичная программа, запущенная другой организацией в Сомали смогла удалить из оборота 41 из 43 ракет, выданных Эритреей Сомалийскому национальному альянсу в 1998 году. При этом из Афганистана «Стингеры» успели расползтись в Чечню, Шри Ланку, Колумбию, Ливан, к воюющим с турками курдам, а также «Тамильским тиграм» и «Хизбалле».

После этого короткого экскурса в историю возникает вопрос: где и какие существуют основания предполагать, что история с Сирией будет иной и что вложенные, скажем, 60 миллионов долларов, предназначенные США для «улучшения санитарной обстановки и образования» в находящихся под контролем повстанцев районах пойдут именно на это, а не на закупки бродящего по Ближнему Востоку оружия (например еще из арсеналов Каддафи или в Ираке)?

Не говоря уже о том, что «Стингеры» хотя бы теоретически можно перекупить, а вот навыки, полученные от американских инструкторов, перекупить или еще как-то вывести из оборота не получится. И против кого они будут применены позднее — совершенно неизвестно. Ведь, в отличие от одноразовой зенитки, знания можно тиражировать и передавать. И путешествовать они могут в виде видеороликов и пдф-книжек с иллюстрациями гораздо быстрее, чем запакованные в ящики вооружения.

Как говорилось в одной старой поговорке, если дать человеку рыбу, он будет сыт один день, но если научить его рыбачить...

 

 
Игорь Виттель

Журналист, телеведущий, политолог

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции